Страничка музыкального руководителя

Рождественские святки

09.01.2022
 

Консультация для родителей «Празднуем святки»

Святки – славянский праздник, корни которого уходят далеко в языческие времена. Празднуется в зимний период времени целых двенадцать дней «от звезды и до воды», то есть от появления первой звезды в канун Рождества и до крещенского освящения воды, то есть от Рождества Христова до Крещения Господня. По церковному календарю начало и конец этого периода  посвящены рождению  Христа и его  крещению.

В народе это время называется святыми вечерами, так как  по древнему обычаю  христиане вечером прекращали  все свои  дела, в память о   событиях Рождества и Крещения,  которые  совершались  в  вечернее или ночное время.

Святки – старославянское слово, означающее святые, праздничные дни. Множественное число указывает на то, что праздник продолжается не один день. Праздновать двенадцать дней после праздника Рождества Христова церковь начала с давних времён. В эти дни церковь запрещала совершать таинство брака, негативно относилась к гаданиям, суеверным обычаям, идолопоклонническим игрищам, но заложенная, ещё с языческих времён, в сознании народа тяга к мистике не могла оставить людей равнодушными к святочным гаданиям, молодёжным гуляниям, колядованиям, переодеваниям в кумирские одеяния.

Считалось, что первый день этого праздника надо провести дома или у родных. Во второй день женщины, имеющие детей до года, носили малышей в церковь причащать. С третьего дня люди старались посещать родных и друзей, обильно угощали друг друга.

Также в эти дни раньше   вспоминали  о больных,  бедных людях: посещать приюты, детские дома.  Раньше в  святки даже цари, могли в эти дни  посещать  тюрьмы и давать  заключенным милостыню.

Не смотря на церковные запреты этот праздник, был насыщен магическими обрядами, гаданиями, прогностическими приметами. Молодые девушки гадали на суженного, им интересно было знать своё будущее. Семейные люди старались по приметам определить урожайность наступающего года.

Мифологическое значение святок определяется их «пограничным» характером – в это время солнце поворачивается с зимы на лето; световой день сдвигается от тьмы к свету; заканчивается старый и начинается новый год; рождается Спаситель, и мир хаоса сменяется божественной упорядоченностью. С «пограничностью» периода между старым и новым хозяйственным годом связаны представления о приходе на землю с того света душ умерших, о разгуле нечистой силы в середине зимы. По народным верованиям, невидимое присутствие духов среди живых людей обеспечивало возможность заглянуть в своё будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий.

Со второго дня Святок до Богоявления наряженные ходили по городу в те дома, где в знак приглашения стояли на окнах зажжённые свечи, и потешали хозяев шутками, сатирическими представлениями, песнями и плясками. Их сопровождало много народа, зажиточные горожане угощали вином и кушаньем. 

Святочные обряды представляли собой заклинания на новый  год и гадания. По домам вечером и ночью   ходили ряженые, которые колядовали или славили. Дети и молодежь ходили по дворам, исполняли  песнопения,  песни-колядки, посвященные Рождеству.
Хозяева колядующим  высказывали хорошие  пожелания в наступающем году и угощали.  Считалось, что  в будущем году достаток семьи  напрямую зависел от подарков и угощения  колядующих.  В святки принято  гадать, и особенно это любили молодые девушки делать перед рождеством .

Коляда – так назывался старинный рождественский обряд прославления праздника Рождества Христова песнями, а также и сама песня.

это был наиболее любимый праздник.в зимние вечера, когда совсем смеркнется, по домам ходила Коляда – в вывороченной шубе, со звериной маской на лице, с ухватом или палкой. «Уродилась Коляда накануне Рождества», – распевали за окнами колядовщики – деревенские парни и девушки. Постращает Коляда детей, напотешит взрослых, да и уйдет с толпой к соседям. Колядовщики на Святках еще дадут много представлений, в рождественский сочельник же они совершают как бы свой первый обход.

На второй день после Рождества начинались святочные забавы и увеселения. С большой выдумкой изготовлялись маски, которые до XVI в. называли харями и рожами. Для маскарадов рядились медведями, козами, слепыми лазарями, бойцами, старухами и даже курицами — рукава вывороченного полушубка натягивали на ноги, крючки застегивали на спине, полусогнутому на голову надевали маску с гребешком, сзади привязывали хвост. Многие шутники мазали свои щеки сажею или натирали кирпичом, искусно приделывали усы, на голову натягивали косматые шапки.

Ряженые под новогодье водили «кобылку»: двух парней связывали спина к спине, передний держал вилы с насаженной соломенной головой лошади. Сверху «кобылка» покрывалась попоной, на которую усаживался мальчик- всадник. Образ лошади, конечно, был весьма дорог крестьянину-землепашцу.

Днем на Святках устраивали санные катания. Дуга в дугу саней по пятьдесят выстраивались поездом.

В посленовогодний период Святок, в так называемые страшные вечера, оберегали хлебные амбары, дома и скот от проделок нечистой силы.

Под Крещенье последний раз совершались гадания. К разнообразным способам предсказания судьбы относится и бросание обуви за ворота: «Куда покажет носок – в той стороне и замужем быть».

В дореволюционной России в святочные ночи народ не спал: ходили из дома в дом, угощались, колядовали, т. е. пели колядки – старинные рождественские и новогодние обрядовые песни. В эти дни царило всенародное веселье. Даже цари ходили к своим подданным поздравиться и поколядовать. Праздничная процессия шла обычно с бумажной звездой и вертепом – ярко раскрашенным ящиком в два яруса. С помощью деревянных фигурок в нем разыгрывали сценки, относящиеся к Рождеству Христову, – бегство в Египет, явление ангелов, поклонение волхвов. В верхнем ярусе представлялась смерть царя Ирода, в нижнем – пляски.

Рядились (наряжались) тоже по-всякому. В дворянских домах наряжались русалками, турками, рыцарями, монахами, барышни – гусарами, а юноши, наоборот, – дамами. В деревнях было попроще – ряжеными, как правило, колядовали парни, надевали вывернутые овчиной наверх полушубки, маски и изображали различных животных – медведей, баранов, коз и т. д.

В народе придумали много пословиц и поговорок, посвящённые святочным дням.

  • На Святки только волки женятся.
  • От Рождества до Крещения охотиться на зверей и птиц грех – с охотником несчастье случится.
  • Одна кутья на людей, другая на скотину, а третья на урожай.
  • Прошли Святки, жаль расстаться, пришла Маслина – кататься.
  • Мокрые святки – мало урожая.
  • Ясные святки – полные амбары.

Последние дни святок посвящали  подготовке к  Крещению. Лучшие  мастера прорубали  прорубь в  водоемах, украшали ее  лентами и  узорами из дерева.

Заканчиваются Рождественские святки – Крещением (19 января). В  этот день освящают воду, которую считают   крещенской водой и хранят  в течении года.

свернуть

О празднике Рождества Христова

06.01.2022

Как рассказать ребёнку о традиции праздника Рождества.

О празднике Рождество Христово.

Путешествуем в прошлое
Основное, что должны знать и взрослые, и дети, которые отмечают Рождество, — историю, описывающую рождение младенца Иисуса. Это то, с чего должен начаться праздник. Историю Рождества вы можете прочитать в детской Библии, а также в Евангелиях от Матфея и от Луки.
Как рассказать ребенку о давней традиции.Для того чтобы события тех далеких лет предстали перед вами сегодня, для начала найдите вместе с ребенком место, где родился Иисус, на карте. Расскажите, какую одежду тогда носили, на каких судах плавали по морю, какие строили дома, театры и храмы в городах огромной Римской империи.

А чтобы ваш рассказ был более красочным, найдите картинки с сюжетами Рождества в интернете (покажите их ребенку на экране или распечатайте их) либо зайдите в ближайший книжный магазин и купите рождественскую книгу с иллюстрациями (если повезет — можно найти объемную, в формате 3D). Показывая рисунки ребенку, расскажите ему удивительную историю рождения маленького Иисуса.

Рождество в обычных вещах.
Сегодня мы даже не замечаем, как каждый день встречаемся с отголосками далекого Рождества. Возьмем, к примеру, наше летосчисление — обязательно обратите внимание ребенка, что отсчет лет мы ведем от Рождества Христова. Для него будет удивительным открытием узнать, наступил «2017 год от Рождества Христова», а это значит, что Иисусу — столько же лет!

Как рассказать ребенку о давней традиции. Кстати, услышав, что младенца Иисуса положили в ясли, ваш сын или дочь вспомнит, что самая младшая группа в их детском саду называется «яслями». Поговорите об этом: спросите, что общего между кормушкой для домашних животных и малышовой группой детсада? Пусть он сам поразмышляет. Это поможет в дальнейшем обращать его внимание на значение слов.

А откуда пошла традиция вешать звезду на макушку новогодней елки? Вспомните историю с волхвами, которые, увидев новую звезду, поняли, что родился Спаситель мира. И не о дарах ли этих мудрецов, принесенных маленькому Иисусу, мы вспоминаем, когда кладем под елку подарки для своих родных и близких?
Придумайте праздник для семьи
Чтобы праздник Рождества всегда напоминал вашим детям о чем-то радостном, теплом и добром, начните отмечать этот день всей семьей. Создайте свои фамильные традиции, что-то придумайте сами, что-то — позаимствуйте у других.
Важно, чтобы все максимально напоминало о сути Рождества, иначе ваш праздник превратится в застолье, каких в году бывает не так уж и мало.
Как рассказать ребенку о давней традиции.Украсьте комнату, в которой будете отмечать праздник, атрибутами Рождества: ангелами, вертепом и свечами. Можно поместить картину с изображением Марии, Иосифа и Иисуса на подстилку из сена — в знак того, что эта семья находилась в хлеву.
Выучите с детьми несложные рождественские песни и стишки. Поиграйте в игру «Что я знаю о Рождестве»: по кругу каждый должен говорить один факт, который он знает о рождении Христа. Из игры выходит тот, кто в свою очередь не смог назвать ничего. Оставшийся участник — победитель.
Не забудьте оказать внимание в этот день вашим близким: угостите их ароматным пирогом и сделайте подарок. Подскажите ребенку, как он может сделать что-то хорошее для своих друзей: положите в пакет угощения, пусть малыш раздаст их на детской площадке. Если вы знаете нуждающегося человека, Рождество — это хорошая возможность помочь ему тем, чем вы можете. Создайте праздник, и вы почувствуете, каким волшебным этот день станет для вас

 

 

По теме: методические разработки,

свернуть

Новогодние костюмы для утренника

16.12.2021
 

 

Б

Консультация для родителей: «Костюм вашего ребенка на новогоднем утреннике».

В нашем детском саду праздничные утренники организуются так, чтобы

присутствующим на них детям было весело и интересно. Каждый ребенок обязательно будет исполнять какой-либо праздничный номер, будь то стихотворение, танец или песня. И, конечно, каждый ребенок будет одет в нарядный костюм, а с костюмом атмосфера праздника становится интересней и ярче!

Вы уже подумываете о том, в каком карнавальном костюме ваш ребенок появится на утреннике, где его приобрести. Вариантов несколько: костюм можно купить, сшить, взять напрокат. Но, чтобы новогодний костюм не испортил впечатления ребёнка от праздника,

 советуем вам при его выборе или изготовлении руководствоваться следующими правилами:

1. Если утренник предполагает свободные костюмы, обсудите со своим ребенком, кем он хочет быть, выбирайте костюм с учетом его пожеланий.

 

 2. Функции карнавального костюма не отличаются от обычной одежды — он должен быть удобным, легким, позволяющим свободно двигаться. В нем не должно быть трущих, давящих деталей.

 

 3. Обувь также должна быть легкой и удобной.

 

 4. Не закрывайте лицо ребёнка маской.

 

 5. Руки не стоит занимать атрибутами (корзинка, волшебная палочка), ведь ребёнок во время праздника будет водить хороводы, играть, танцевать. Тем более не стоит дополнять костюмы тяжелыми и опасными для окружающих предметами (шпага, меч).

 

 6. По этой же причине не советуем покупать для девочек платья «в пол», длина платья должна быть не менее, чем на 10 сантиметров выше уровня пола. Очень нежелательны обручи на платье.

Танцевать, играть, просто сидеть в платье с обручами девочке очень неудобно!

 

 7. Наденьте костюм ребёнку за несколько дней до праздника. Попросите его попрыгать в костюме. Все, что после этого эксперимента свалится на пол (головной убор, детали костюма) необходимо закрепить: к головному убору пришить резинку или завязки, детали костюма пришить.

 

Чтобы правильно подобрать костюм для вашего ребёнка необходимо узнать у воспитателя, какую роль будет играть ваш ребенок и есть ли костюм в костюмерной детского сада.

Если нужного костюма нет, то придется изготовить его самим. Вам нужно обсудить стиль костюма,

его детали с педагогами, ведь они проводят праздники не первый год и их советы окажутся не бесполезными. Некоторые педагоги в нашем детском саду рисуют эскизы костюмов специально для ознакомления родителям.

И совсем не обязательно на костюм тратить много средств. Если у вас нет времени или возможности сшить костюм полностью, можно подобрать одежду соответствующего цвета и дополнить его ушками, носиками, хвостиками, сделанными своими руками. А как будет здорово, если вы привлечете к этому процессу вашего ребенка! Ему будет интересно сделать что-то самому, или хотя бы понаблюдать за процессом изготовления карнавального костюма. Отношение к роли будет совсем другим, если ребёнок сам приложит старание и увидит сколько

усилий прикладывает мама, чтобы изготовить костюм.

 

 

Для девочек интересными и полезными деталями костюма могут оказаться бусы, браслеты, заколки и т. д. Эти детали могут дополнить сценический образ костюма. Обязательно поинтересуйтесь, какую прическу целесообразней сделать девочке? Важно, чтобы волосы не мешали ей, чтобы ей не пришлось весь праздник убирать падающие на лицо локоны…

Очень неуместно, на мой взгляд на детях смотрятся парики. (За редким исключением.)

Например, в моей практике был случай, когда девочка играла роль цыганки и надела парик с чёрными волосами. Это смотрелось грубо. А вед у этой девочки были свои волосы приличной длинны. И достаточно было их заколоть и приделать яркий цветок у виска.

Постарайтесь продумать головные уборы для ваших детей, они не должны быть громоздкими, а должны быть по размеру головы вашего ребенка, чтобы ребенок смог наслаждаться праздником и не был обеспокоен тем, что ему нужно постоянно придерживать

свой головной убор!

Уважаемые мамы, постарайтесь не переборщить с подготовкой праздничного костюма, учитывайте индивидуальные особенности вашего ребенка

 Если ребенок очень скромный и стеснительный, постарайтесь не делать костюм слишком ярким и вызывающим! Для стеснительного ребенка трудно быть в таком костюме, в центре внимания!

Самое главное, костюм должен нравиться самому ребенку, а не маме или бабушке.

 Новогодний утренник для вашего ребёнка - очень важное событие. И пусть ничто не отвлекает его от получения ярких впечатлений от этого праздника!

свернуть

Как определить артистический талант у ребенка

23.11.2021

Мы остановимся на признаках артистического таланта у вашего ребенка:

  • Вашему чаду легко дается передразнивание чужих привычек, выражений, поз, пластики. Он гениален в постановке пантомим для детей, любит различные ролевые игры. Такие признаки — явный знак того, что ребенка хорошо бы записать в театральный кружок для детей для развития его артистических способностей.
  • Рассказывая историю из своей жизни, ребенок стремится вызвать у слушателей определенные эмоции, испытывает необходимость «купаться в лучах славы», ждёт похвалы, одобрения и восторга собеседника.
  • Ему удаётся менять свой тембр и тон голоса, подбирает на своё усмотрение интонации, стремится подражать тому человеку, о котором говорит и показывает. В таком случае родителям следует не забывать о развитии детского голоса, чтобы и дальше поддерживать артистические способности дошкольника или школьника. Развитием голоса у детей лучше заниматься с опытными педагогами театральной студии для детей.
  • Ребенку по душе выступление перед аудиторией, он не тушуется и не волнуется, испытывает больше радости, если его рассказ слушает как можно больше людей, в особенности, взрослых.
  • Если маленькому артисту не хватает слов, он прибегает к активному использованию мимики лица, жестам и телодвижениям.
  • Ребенок пластичен, любит танцевать, свободно передвигается не испытывая мышечных зажимов. Он открыт новым знаниям и умениям в области танцев.
  • Артистичному ребенку нравится использовать театральный реквизит (наряды, маски, аксессуары) для придания своей роли большей убедительности. Он находит глубокий смысл в характерной одежде, обладает эстетическим вкусом, любит эпатировать окружающих своим внешним видом и не боится выглядеть смешным даже в каламбурном наряде.
свернуть

Как определить музыкальность ребенку

23.11.2021

несколько критериев, на которые стоит обратить внимание. Скорее всего музыкально одарённый ребенок:

  1. проявляет явный интерес к музыке;
  2. любит музыкальные игрушки;
  3. подпевает маме;
  4. эмоционально реагирует на звучание любимой музыки;
  5. начинает пританцовывать, еще до того, как начинает ходить.
свернуть

Музыка на кухне

28.10.2021

 

 

              «Музыка на кухне»


Музыкальное воспитание в жизни ребёнка очень важно. И очень хорошо, если родители обращают на это своё внимание. Дети любят петь и танцевать с мамами, слушать с ними детские песенки, устраивать мини - представления.      

    Сейчас в продаже много дисков с детскими музыкальными произведениями: это и современные песни и классическая музыка. Не проходите мимо, покупайте, слушайте вместе с детьми.

     Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах - один из самых интересных и занятных видов музыкальной деятельности. Одним из способов развития музыкальных способностей детей - создание необычного домашнего оркестра. В таком оркестре могут принимать участие абсолютно все - и бабушки, и дедушки, и папы, и мамы, и, конечно же, дети. Даже трёх человек уже достаточно, чтобы затея удалась. Что же необходимо для создания домашнего оркестра? Это могут быть любые звучащие игрушки: погремушки, деревянные ложки, звоночки, свистульки, музыкальные молоточки и т. д.

Начать нужно с показа детям, как производить звук с помощью той или иной игрушки. Затем установите поочередность звучания. Главное - определить ритмический рисунок, причём у каждой музыкальной игрушки он может быть разный. Обычно это удаётся детям без особых трудностей. Основой для полного звучания вашего оркестра является музыкальное сопровождение, (т. е. основа ритмического рисунка). Это должна быть любая, доступная восприятию ребёнка, мелодия. Рекомендуется использовать русские народные мелодии. Если в семье никто не играет на музыкальных инструментах (на фортепиано, аккордеоне, баяне) используйте аудиозапись. Итак, после небольшой подготовки ваш оркестр готов к выступлению на семейном торжестве.

Теперь хочется обратить внимание на музыкальные инструменты, которые можно сделать своими руками. Не спешите выбрасывать мусор, послушайте, а вдруг он заиграет! Красочные и звонкие бубны могут получиться из круглых пластиковых коробочек из-под сельди, если их украсить цветной самоклеящейся бумагой и бубенчиками из магазина "Всё для рыбалки". В этом - же магазине можно купить и колокольчики разных размеров. Звонкий, бодрый барабан можно сделать из пустого пластикового ведёрка для майонеза, а барабанные палочки - это старые, не пишущие фломастеры! Из цветных пластиковых "Киндер - сюрпризов", в которые насыпана крупа, получатся забавные маракасики. Щипковый инструмент можно сделать из коробочки под йогурт, на которую вы наденете резинку. Все эти инструменты дети могут украсить на свой вкус, обклеив их разноцветной бумагой или раскрасив карандашами.

    Необходимо предоставить больше возможности самому ребенку экспериментировать с разными предметами. С помощью таких простейших инструментов можно развивать у детей чувство ритма, предлагая выполнять элементарные упражнения: отстучать палочками, брусочками свое имя или имя папы, мамы, брата и т. д.; ритм слов, «пал-ка, пал-ка, палочка»;

Проявите творчество! Занимайтесь с детьми, играйте с детьми!

свернуть

Чешки на музыкальном занятии

28.10.2021

Очень часто родителей маленьких детей волнуют такие вопросы:

  1. Зачем для музыкальных занятий в детском саду нужны— чешки?

  2. Не вредна ли эта обувь для неокрепших ножек малыша с ортопедической точки зрения?

Для любых случаев жизни, обувь прежде всего должна быть удобной и музыкальные занятия в детском саду не исключение из этого правила. Ни одно красивое движение или просто шаг не удастся сделать без подходящей для этого обуви, занятия вместо удовольствия будут вызывать отрицательные эмоции и портить настроение вашему малышу.

 

свернуть

"Мы дзецi сваёй краiны"

15.09.2021
Сегодня в нашем детском саду прошла музыкально - литературная композиция "Мы дзецi сваёй краiны", посвящённая Дню народного единства.
развернуть

"День знаний "

02.09.2021

Зачем вашему ребёнку музыка.

24.06.2021

Зачем Вашему ребенку нужна музыка?

 

 Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребенка.

 

Речь, координация движений, концентрация внимания, способность к обучению, способность слушать и слышать, видеть, чувствовать - вот далеко не полный список того, что могут развить занятия музыкой.

 

 Занятия музыкой способствуют гармоничной работе обоих полушарий мозга, что повышает общий уровень интеллекта ребенка.

 

 В дальнейшем ему легче учиться в школе, проще воспринимать и запоминать новую информацию.

 

 Исследование, проведенное психологами, доказало, что в основе развития творческих и музыкальных способностей лежит высокий уровень развития всех видов памяти, пластичность сенсорных систем, скорость обработки информации.

 

Пение и музыка:

 

развивают воображение, и способность выражать мысли словами, музыкой, танцами и жестами

 

приятный способ развития памяти (многократные ненавязчивые повторения);

 

обогащение словаря ребенка;

 

развитие способности последовательного изложения фактов, событий, явлений;

 

тренировка более четкой артикуляции со стороны и педагога, и ученика;

 

развитие навыка чтения: пение помогает понять ритмический строй языка;

 

песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений.

 

правильное дыхание при пении развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме, что, в свою очередь, дает оздоровительный эффект

 

пение в группах развивает способность работы в команде.

 

Музыка дает ребенку ощущение счастья, а также музыка влияет на интенсивность обменных процессов, работу сердечнососудистой системы, на повышение тонуса головного мозга и кровообращения.

 

Пение помогает в лечении многих хронических заболеваний.

 

 Медики заметили, что пение способствует улучшению состояния больных с заболеваниями позвоночника и суставов. Практика именно группового пения активно внедряется в программу лечения и профилактики заболеваний.

 

Здоровье и развитие мозга.

 

 Игра на музыкальных инструментах   способствует развитию мозга  через мелкую моторику пальцев рук, так как на кончиках пальцев сосредоточены нервные окончания   всех внутренних органов организма.

 

Во всем мире с помощью хорового пения успешно лечат детей от заикания, болезней органов дыхания, укрепляют сердечную мышцу.

 

Хоровое пение является эффективным средством для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.

 

Что дети приобретают через занятия музыкой:

 

Воспитание характера без риска и травм;

 

Развитие математических способностей;

 

Развитие навыков общения;

 

Развитие структурного мышления;

 

Развитие эмоциональности и чувственности ;                                                                                                          Выявление новых черт характера;

 

Музыкальные занятия воспитывают маленьких «Цезарей», умеющих делать много дел сразу.

 

Вновь и вновь многочисленные исследования ученых всего мира подтверждают, что психологические основы обучения закладываются с рождения и закрепляются уже к трехлетнему возрасту.

 

Отсюда вывод: не упускать время от самого рождения и развивать музыкальные способности, не забывая об общем развитии ребенка.

 

 Музыка, игра, пение, пляски создают положительные эмоции.

 

 А положительные эмоции – это внутреннее  благополучие  малыша, его душевное и физическое здоровье.

 

И наша цель: доставлять музыкальными занятиями удовольствие детям и занимаясь с ними музыкой, делать их жизнь лучше и счастливее!

 

 

свернуть

Музыка в общении с ребёнком.

09.06.2021

Каждый человек идёт к музыке своим путём. Помогите детям полюбить музыку. Детство – самая счастливая пора жизни! Яркость и богатство впечатлений остаются в памяти навсегда. Праздники детства греют нас своим светом всю жизнь! Считается, что ребёнок с раннего возраста погружённый в атмосферу радости, вырастает более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям, будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Музыка дарит и родителям, и детям радость совместного творчества, насыщает жизнь яркими впечатлениями. Не обязательно иметь музыкальное образование, чтобы отправляться с вашим малышом в удивительный мир гармонии звуков. Музыкальный слух у ребёнка формируется очень рано и, если вы начнёте занятия до двух лет, то можно ждать отличных результатов.

 

Ищите музыку везде: дома, в городе, на природе (в лесу, на даче, на море, у реки и т. д.) Создайте дома фонотеку записей классической, народной, современной детской музыки, детских песенок, музыки из мультфильмов.

 

Приобретайте музыкальные игрушки (погремушки, гармошки, бубны, музыкальные книги, дудочки, барабаны и т. д.) Организуйте домашний оркестр из детских музыкальных инструментов, звучащих покупных и самодельных игрушек и сопровождайте подыгрыванием на них записи детских песен, различных танцевальных и маршевых мелодий. Такой аккомпанемент украсит и собственное исполнение песен. Чтение стихов, сказочных историй также может сопровождаться подыгрыванием на музыкальных инструментах. Развивать тембровый и ритмический слух ребёнка можно с помощью игр и загадок с включением в них детских музыкальных инструментов. 

 

Поощряйте любое проявление песенного и танцевального творчества малыша, пойте и танцуйте вместе с ним, сочиняйте танцы и песни. Если вы владеете игрой на каком - либо инструменте, как можно чаще музицируйте, аккомпанируйте своему малышу. Все дети очень подвижны и, если поощрять их двигательные импровизации под музыку, то таких детей будут отличать координированность и грациозность движений. Инсценирование – ещё один вид совместной деятельности. Инсценировать можно не только песни, но и стихи, даже некоторые картины, что, безусловно, развивает фантазию ребёнка. Различные звукоподражания, производимые в процессе чтения сказок, а также песенные импровизации – передающие то или иное состояние на заданный текст – вызывают у детей большой интерес и активно развивают их творческое начало. Совместные посещения детских спектаклей, концертов обогатят впечатления малыша, позволят расширить спектр домашнего музицирования. Бывая на природе , прислушивайтесь вместе с ребёнком к песенке ручейка , шуму листвы , пению птиц . Мы стремимся воспитывать у детей любовь и интерес к музыке, помочь каждому ребёнку самореализоваться в каком - либо виде музыкальной деятельности, развиваться более гармонично, почувствовать радость.

 

Приобщившись к музыке в детстве, они не вырастут равнодушными, чёрствыми людьми. Чаще хвалите своего маленького музыканта и певца, записывайте выступления ребёнка на аудио или видеокассету. Наш совместный труд приносит радость детям, счастье родителям, а результат этого труда – счастливое детство наших малышей!

 

 

свернуть

Музыка и здоровье детей.

03.06.2021

Музыкальная терапия

 

В современной психологии существует отдельное направление - музыкотерапия. Она представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, при проблемах в общении, страхах, а также при различных психологических заболеваниях. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности.

 

        Влияние музыки на организм очень широко. Она может стимулировать интеллектуальную деятельность, поддерживать вдохновение, развивать эстетические качества ребенка. Гармоничная музыка способна сосредотачивать внимание школьников и помогает быстрее запомнить новый материал. Если женщина кормит малыша грудью, слушая любимые пьесы, то при первых же звуках знакомых мелодий у нее прибывает молоко. А чтобы чадо быстро заснуло и видело хорошие сны, можно негромко включить музыку с медленным темпом и четким ритмом.

 

         Лучше всего прослушивать нужные произведения утром после пробуждения или вечером перед сном.· Во время прослушивания старайтесь не сосредотачиваться на чем-то серьезном, можно выполнять обычные бытовые дела (уборка игрушек, сбор учебников, подготовка постели). А еще лучше занимайтесь чем-нибудь приятным, например просмотром фотографий, поливкой цветов. Конечно, не обязательно слушать только классику, можно выбирать и другие стили. Но, как показывает опыт психологов, работающих с музыкотерапией, «именно классическая музыка влияет «базово», глубоко и надолго, существенно ускоряя процесс лечения», а значит, гораздо лучше помогает добиться необходимого эффекта и при обычном «домашнем» применении.

 

        Очень благотворное влияние музыки на здоровье детей уже не раз доказано учёными и врачами-практиками. А вы знаете, что музыка способна улучшать язык и память детей? При серьёзном изучении музыки стимулируется левая височная (слуховая) доля головного мозга, тем самым улучшая устную память. Если вы своего ребёнка будете обучать игре на каком-либо музыкальном инструменте, то это будет улучшать их лингвистические навыки.

 

          Лечебные свойства музыки никак не связаны с ее эстетической ценностью. Есть плохая, с точки зрения высокого искусства, но безвредная музыка. А есть музыка великих композиторов, отрицательно влияющая на развитие ребенка. Например, рок воздействует ультра- и инфразвуками, которые мы не слышим, но которые воспринимают наши органы, что может разрушающе действовать на мозг. Среди вредных классических произведений специалисты отмечают "Венисбергскую сцену" Вагнера и некоторые произведения Рихарда Штрауса. К категории композиций, действующих как психический яд, принадлежат некоторые произведения Шопена, особенно его ноктюрны. Анальгетиком в мире звуков являются религиозные произведения Баха и Генделя. Самая необыкновенная музыка у Моцарта: не быстрая и не медленная, плавная, но не занудная - этот музыкальный феномен назвали "эффектом Моцарта". Его "Волшебная флейта" на самом деле может творить чудеса.

 

          Голландские ученые провели эксперимент: три разных поля засеяли одним и тем же растением. После того как ростки взошли и вытянулись, одно поле стали "озвучивать" рок-музыкой, второе - классической, третье - фольклорной. Через некоторое время на первом поле часть растений полностью пропала, остальная часть поникла. На втором и третьем полях растения развивались нормально. Ученые сделали вывод: рок-музыка убивает живую клетку. Кстати, мало кто из известных рок-музыкантов дожил до 50 лет. Установлено, что человеческое ухо может справиться с шумом до 85 дБ (уровень шума на дискотеке - до 120 дБ). Ученые вычислили, что без ущерба для слуха люди могут находиться только 5 минут на дискотеке и 30 секунд в наушниках. Кстати, из наушников, включенных на среднюю громкость, вырывается шум, соответствующий грохоту тяжелого грузовика, - 90 дБ. Так что делайте выводы!

 

В качестве примеров положительного влияния музыки при определённых состояниях человека можно привести следующие произведения:

 

«Аве Мария» Ф.Шуберта, «Колыбельная» И.Брамса, «Свет луны» К.Дебюсси – при сильном нервном   раздражении.Мелодия» В. Глюка, «Грёзы» Р.Шумана – действуют успокоительно, улучшают сон.«К Элизе» Л.В. Бетховена, «Маленькая ночная серенада» В.А. Моцарта – помогает концентрироваться в течение большого периода времени.«Весенняя песня» Ф.Мендельсона, «Юмореска» А.Дворжака, «Венгерская рапсодия» Ф.Листа – при головной боли.«Свадебный марш» Ф.Мендельсона – нормализует сердечную деятельность и кровяное давление.Для общего успокоения – Бетховен «Симфония № 6», Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве-Мария»Для уменьшения раздражительности – Бах «Кантата №2», Бетховен «Лунная соната»Для уменьшения головной боли – Моцарт «Дон Жуан», Хачатурян «Сюита Маскарад», Лист «Венгерская рапсодия № 1», Бетховен «Фиделио», Гершвин «Американец в Париже» полонеза ОгинскогоДля уменьшения злобности – Бах «Итальянский концерт», Гайдн «Симфония»Для повышения внимания, сосредоточенности – Дебюсси «Лунный свет», Мендельсон «Симфония № 5», Чайковский «Времена года»Для ритмичного дыхания, повышения аппетита – маршевые мелодии, вальсы Чайковского, Моцарт, Шуберт, Вивальди.Для уменьшения тревоги – Шопен «Мазурка», Штраус «Вальсы», Рубинштейн «Мелодии»От бессонницы – Григ «Пер Гюнт», Сибелиус «Грустный вальс», Шуман «Грезы», Мессне «Медитация», Родриго «Адажио», Оффенбах «Баркарола», Мендельсон «Песни без слов».От утомляемости – Григ «Утро», Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» и «Картинки», Штраус «Голубой Дунай», Чайковский «Времена года»

 

Музыку сейчас достать не проблема – диски продаются на каждом шагу, можно также скачать с интернета любую мелодию. Попробуйте в действии эту музыку, возможно, это действительно помогает или усиливает лечение.

 

     Но следует знать также некоторые подробности при прослушивании музыки с детьми:

 

→Нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники, т.к. это может испортить слух, уши у ребенка воспринимают только рассеянный звук.

 

→Музыку следует слушать не громко, а примерно как разговариваете, это самое оптимальное прослушивание.

 

→При прослушивании музыки работа сердца и дыхания подстраивается под ритм музыки, поэтому Вы должны понимать, какую музыку и какого ритма стоит включать ребенку, а какую нет.

 

→Музыка может влиять на эмоции людей, тем более детей. Приведу жуткий пример, существует статистика, что наибольшее число самоубийств совершается при прослушивании грустной музыки о любви. Так например в Турции в 1999 году после выхода песни «Bu aksam olurum»о несчастной любви, в Турции началась волна самоубийств, в результате чего эту песню запретили.

 

       Помните: Тяжелая музыка отрицательно влияет на детскую психику, некоторые исследователи утверждают, что она как бы "зомбирует" ребенка. Низкочастотная музыка вызывает ухудшение самочувствия и апатию. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

 

          Прекрасной колыбельной для вашего ребенка станет знаменитая "Лунная соната" Бетховена. Старайтесь подбирать для малыша произведения, в которых задействованы один-два музыкальных инструмента. Такую музыку ребенок воспримет лучше.

 

 Музыкальная терапия противопоказана:

 

детям с предрасположенностью к судорогам;детям с серьезным состоянием здоровья, которое сопровождается отравлением организма; детям, страдающим от отита; детям, у кого резко повышает внутричерепное давление.

 

         Ну вот и все, что я хотела рассказать про пользу музыки для воспитания и здоровья детей и взрослых. Слушайте хорошую и полезную музыку, будьте здоровы, и чтобы Ваши детишки росли умными и здоровыми.

 

 

 

 

свернуть

Домашний концерт

26.05.2021

Домашний концерт

 

 Часто музыке суждено оставаться в жизни малыша только фоном, на который почти не обращают внимания. Взрослые часто уже не помнят особенностей детского восприятия музыки, которое состоит в том, что совсем маленькие дети музыку как бы не слышат - они не реагируют на нее, спокойно занимаясь своими делами: играют, рисуют… Конечно, даже такое пассивное слушание откладывается в подсознании. Однако ребенку можно помочь "услышать" музыку, чтобы ее восприятие было более осмысленным и доставляло осознанное удовольствие.

 

Самый простой прием: предложить малышу потанцевать или помаршировать под ритмичную музыку, вместе или в компании с игрушкой - а может быть, посмотреть, как танцует мама. Другой испытанный способ заинтересовать - игра "На что это похоже?", когда ребенок попробует угадать, что он слышит в музыке: шелест дождя, пение птиц, походку разных животных… Для этой игры очень подходят такие программные произведения, как "Времена года" - и Чайковского, и Вивальди. Пьесы, не имеющие явного сюжета, по-своему хороши тем, что со временем ребенок сможет придумать к ним любую историю с самыми удивительными приключениями - и даже нарисовать к ней картинку.

 

Любимая музыка может стать изысканным обрамлением дня. Однажды выбранные красивые мелодии могут служить приглашением к столу, дневной и вечерней колыбельными, фоном для занятий, например, рисованием - достаточно короткого узнаваемого фрагмента. Кстати, важно не "перегрузить" малыша музыкой, не утомить - музыка должна доставлять удовольствие, а не превращаться в докучливый шум. Постепенно ребенок привыкает к жизни под музыку - причем под очень хорошую музыку. Он начинает различать оттенки и красоту мелодий. Его мир становится богаче, а чувства - тоньше. Со временем, лет с трех, он сможет слушать музыку уже без дополнительных игр и уловок - "давай потанцуем", "на что это похоже"… Многие малыши к этому времени осваивают кнопочки музыкального центра и сами начинают ставить себе диски. Однажды, когда ребенок сможет с удовольствием слушать музыку больше получаса, можно будет устроить красивый домашний концерт: отложить все дела, нарядно одеться, погасить верхний свет, зажечь свечи и всей семьей молча послушать какое-нибудь классическое произведение, удобно устроившись в креслах. Самые "продвинутые" маленькие любители музыки лет в пять-шесть впервые попадают на концерты. Правда, многим приятнее слушать музыку дома: в конце концов, где, как не дома, можно вскочить с места и потанцевать под мелодию, захватившую тебя?

 

Разумеется, было бы очень здорово, если бы в доме иногда звучала живая музыка, то есть кто-то из взрослых играл хотя бы простенькие мелодии на фортепиано, гитаре, аккордеоне, скрипке или флейте. Некоторые, самые простые музыкальные инструменты, может освоить и малыш: тамбурин, металлофон, дудочку. Это стоит сделать, несмотря даже на то, что самые простые инструменты, такие как треугольник, вообще не издают звуков музыки - они лишь производят звуки. Но звуки красивые, и умение слышать их красоту - тоже признак настоящей культуры. Ведь мир полон волшебных звуков, нужно только услышать их. Кстати, один из самых загадочных и чудесных звуков можно воспроизвести с помощью очень простых предметов: гитары и горсти сухой рисовой крупы. Если медленно высыпать горсть риса на струны лежащей гитары, она издаст тихий и совершенно сказочный шелестящий звон. Ребенку обязательно понравится.

 

 

свернуть

Растём и развиваемся вместе с музыкой.

19.05.2021

Растем и развиваемся с музыкой

 

Известно, что музыка играет большую роль в развитии детей. Ребенок познает мир глазами и ушами. Мир насыщен звуками (шум волн, шелест леса, журчание ручья и так далее), цветами, формами и запахами- это рациональное целое для познания.

 

Наблюдая за грудным ребенком мы отмечаем, какую радость испытывает ребенок от звуков, будь то голос матери или мелодия часов. Ведь музыка- это специфический язык.

 

Как и присуще любому языку, он полон смысла, интонацией; артикуляционными и грамматическими особенностями. Поэтому очень важно воодушевлять детей музыкой. Нужно научить детей познать мир музыкальными жизнеощущениями. Первые музыкальные впечатления должны быть светлыми, логичными и не агрессивными.

 

Ребенку важна мелодия, которую он сможет со временем попытаться повторить, то есть простые гармонии, приятные на слух. Идеально под все эти требования подходят произведения Моцарта, Шуберта, Гайдна т. е. классические произведения. Помимо этого, в фонотеке очень желательны произведения Вивальди и Чайковского.

 

К тому же дети явно неравнодушны к звукам человеческого голоса. Самый простой вариант - это купить "сборный" диск с популярными классическими ариями в исполнении таких звезд, как Хосе Каррерас, Монтсеррат Кабалье, Мария Каллас и др. Не отказывайте себе и ребенку в удовольствии послушать классический джаз!

 

 И последнее: ученые установили, что дети слушающие музыку менее агрессивны, более уверенны в себе и окружающей обстановке, у них увеличивается способность к концентрации.

 

 

свернуть

Что дети приобретают через занятия музыкой.

05.05.2021
ЧТО ДЕТИ ПРИОБРЕТАЮТ через занятия музыкой:
— Воспитание характера без риска и травм;
— Развитие математических способностей;
— Развитие навыков общения;
— Развитие структурного мышления;
— Развитие эмоциональности и чувственности (только эмоциональные люди не способны на жестокие поступки);
— Выявление новых черт характера;

Музыкальные занятия воспитывают маленьких «Цезарей», умеющих делать много дел сразу.
Вновь и вновь многочисленные исследования ученых всего мира подтверждают, что психологические основы обучения закладываются с рождения и закрепляются уже к трехлетнему возрасту.
Отсюда вывод: не упускать время от самого рождения и развивать музыкальные способности, не забывая об общем развитии ребенка.
Музыка, игра, пение, пляски создают положительные эмоции.
А положительные эмоции – это внутреннее благополучие малыша, его душевное и физическое здоровье.
И наша цель: доставлять музыкальными занятиями удовольствие детям и занимаясь с ними музыкой, делать их жизнь лучше и счастливее!
 
свернуть

"Советы родителям"

21.04.2021
  1. Пусть в вашем доме царит дух любви и уважения к музыке.

 

  1. Постигайте музыку вместе с ребенком, удивляйтесь, огорчайтесь, радуйтесь вместе с ним, когда музыка звучит.

 

  1. Пусть музыка будет желанным и почетным гостем в вашем доме.

 

  1. Пусть у ребенка будет много звучащих игрушек: барабанчиков, дудочек, металлофонов. Из них можно организовать семейные оркестры, поощрять «игру в музыку».

 

  1. Приучайте детей к внимательному слушанию музыки, просто таквключенный телевизор – враг музыкального воспитания. Музыка воздействует только в том случае если ее слушать.

 

  1. Отнеситесь к музыкальной стороне развития своего ребенка со всей серьезностью, и вы обнаружите, что добились очень многого во всем, что связано с его правильным воспитанием.

 

  1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше.

 

  1. Не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть, или ему не хочется танцевать. Или если и возникают подобные желания, то пение на ваш взгляд, кажется далеко от совершенства, а движения смешны и неуклюжи.

 Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

 

  1. Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение не желаемого тормоза.

 

  1. Не прикрепляйте вашему ребенку ярлык«немузыкальный»,если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

 

свернуть

"Музыкальное воспитание"

15.04.2021

ЧТО ДЕТИ ПРИОБРЕТАЮТ через занятия музыкой:
— Воспитание характера без риска и травм;
— Развитие математических способностей;
— Развитие навыков общения;
— Развитие структурного мышления;
— Развитие эмоциональности и чувственности (только эмоциональные люди не способны на жестокие поступки);
— Выявление новых черт характера;

Музыкальные занятия воспитывают маленьких «Цезарей», умеющих делать много дел сразу.
Вновь и вновь многочисленные исследования ученых всего мира подтверждают, что психологические основы обучения закладываются с рождения и закрепляются уже к трехлетнему возрасту.
Отсюда вывод: не упускать время от самого рождения и развивать музыкальные способности, не забывая об общем развитии ребенка.
Музыка, игра, пение, пляски создают положительные эмоции.
А положительные эмоции – это внутреннее благополучие малыша, его душевное и физическое здоровье.
И наша цель: доставлять музыкальными занятиями удовольствие детям и занимаясь с ними музыкой, делать их жизнь лучше и счастливее!

свернуть

"Слушаем музыку с ребенком"

06.04.2021

МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие малыша: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.
Очень важно, чтобы уже в раннем возрасте рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.
Во всем мире признано, что лучшие условия для развития воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Это зависит от врожденных музыкальных задатков, образа жизни семьи, ее традиций, отношения к музыке и музыкальной деятельности, от общей культуры…

Первичным, ведущим видом музыкальной деятельности детей является восприятие музыки. Этот вид деятельности доступен ребенку с момента рождения. Колыбельная песня матери — первое знакомство с музыкой. Отсутствие музыкальных впечатлений делает невозможным усвоение музыкального языка.
Младенец рождается с практически неразвитым зрительным анализатором, но он уже способен различать многие звуки и необычайно чутко реагировать на них. Первые реакции на звуки довольно примитивны: вздрагивание, моргание, плач, замирание. Постепенно развивается внимание к звуку, способность к локализации источника звука. Значительно медленнее развивается у детей звуковысотный слух.

Чувство ритма заложено в каждом ребенке, но чувству музыки можно и обучить. Нужно слушать вместе с ребенком любую музыку, а также детские и колыбельные песенки. Следует поощрять в нем желание танцевать, маршировать, прихлопывать в ладоши, поощрять также желание играть на музыкальных инструментах. Первым инструментом может быть один из ударных, а таковым может служить все, начиная от сковородки и заканчивая бубном.

свернуть

«Ритм в музыкальном развитии детей»

31.03.2021

«Ритм в музыкальном развитии детей»

Вместе с развитием музыкальных способностей детей мы уделяем самое серьезное внимание ритмическому воспитанию. Но прежде чем излагать некоторые соображения по этому вопросу, давайте, определим природу ритма.

Исследователи делают акцент на том, что ритмическое воспитание не может быть только слуховым, ведь ритм имеет в основе своей движение. Поэтому в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело. Еще одно важное наблюдение касается того, что в основе чувства ритма лежит восприятие выразительности музыки.

То есть,  не менее важна эмоциональная природа ритма. В самом деле, использование обеих категорий в системе музыкального развития детей дает исключительно положительный результат.

Для того чтобы ребенок действительно проникся чувством ритма все нужно начинать с простых движений под музыку (ходьба, бег, прыжки). Основная задача на этом этапе – добиться у ребенка быстрой реакции.

Ритм присутствует во всех моментах музыкальных занятий: в пении, слушании музыки. Часто к этому добавляется звучащий жест (хлопки, шлепки по коленям, притопы и т.д.). Также много ритмической работы ведется в музицировании на музыкальных инструментах. Постепенно ритмические формулы усложняются. Они становятся более длительными, вводится прерванный ритм, синкопа.

Ритмические композиции составляются вместе с разнообразными движениями (имитационными, танцевальными, общеразвивающими). Они позволяют выразить различные эмоциональные состояния, сюжеты, образы. Интерпретируя музыку, ребенок приобретает опыт творческого переосмысления музыки. Именно этот опыт позволит ребенку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды творческой деятельности.

Ритм присутствует в нашей жизни всюду. Биение сердца – ритм нашего организма. С его помощью можно успокоить или активизировать реакции нашего организма в разных ситуациях. Наша речь, овладение чтением и письмом так же требуют развитого чувства ритма. Поэтому занятия музыкальным ритмом – это тренировка, которая дает ребенку бесценный жизненный опыт.

 

свернуть

"Пойте на здоровье"

24.03.2021

Пение является основным средством музыкального воспитания. Дети любят петь и охотно поют. Пение развивает у детей музыкальный слух, чувство ритма, способность воспроизводить голосом мелодии по памяти. Так же пение оказывает большую помощь и в развитии речи у детей.

При пении приходится выговаривать слова протяжно, нараспев, что помогает правильному, четкому произношению отдельных звуков и слов.

Можно ли учить ребенка петь? Конечно, можно и нужно, но делать это необходимо, зная и учитывая возрастные особенности детей.

 Голосовой аппарат ребенка отличается от голосового аппарата взрослого. Гортань с голосовыми связками в два-три с половиной раза меньше, чем у взрослого. Голосовые связки тонкие и короткие. Поэтому звук детского голоса высокий, а диапазон (объем голоса) от нижнего звука до верхнего очень небольшой.

Как сделать так, чтобы занятия пением приносили пользу и удовольствие ребенку?

Дети должны петь естественным, высоким, светлым звуком, без крика и напряжения. Для развития чистоты интонации, прежде всего надо выбирать песни, удобные по диапазону, тесситуре и дыханию. Очень важно систематически повторять с детьми разученные песни и при этом петь их без инструментального сопровождения, максимально выразительно, естественно, с точной интонацией и дикцией.

Хороший, яркий, выразительный образец исполнения песни – это основа для воспитания у малышей интереса к пению. Особенно желательно, чтобы взрослые пели на высоком звучании, так как, слушая такое исполнение, дети быстрее начинают подражать ему.

Музыкальный педагог должен не только владеть методикой пения, но и уметь беречь детский голос. Нужно следить за тем, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звук, не говорили слишком громко. Крик, шум портит голос, притупляет слух детей и отрицательно влияет на их нервную систему.

Один из важнейших компонентов пения — дыхание. От характера дыхания зависит качество звучания детского голоса (вялый, напряженный, тусклый, звонкий). Дыхание – это двигательная сила голоса. Чтобы голос был сильным и красивым, нужно развивать диафрагмальное дыхание. Диафрагма – мышца, отделяющая грудную клетку от брюшной полости.
Она является своего рода дверцей, форточкой, которая не дает воздуху моментально выйти из нижних отделов наших легких, тем самым, позволяя нам сказать или пропеть целую фразу. Вообще такое дыхание очень полезно и для здоровья человека. Оно способствует полной вентиляции легких, усиливается кровообращение, улучшается обмен веществ. У людей «поющих» гораздо меньше встречаются заболевания дыхательных путей.

Существует множество игровых упражнений, позволяющих детям овладеть дыханием «животиком»:

  •  «Собачки» — подражание лаю собаки, дышать, как собачка (после продолжительного бега собака дышит очень часто, высунув язык);

  •  «Насос» — надуть «мячик» (активный вдох и выдох одновременно носом и ртом);

  •  «Ветер» — рисовать своим дыханием разные образы ветра (порывами, сильного, спокойного, мягкого и т.д.);

  •  «Задуваем свечи на торте»

Вы можете делать эти упражнения дома вместе с ребенком.

А что делать, если ваш ребенок не хочет сам петь? Как сделать так, чтобы ребенок получал удовольствие от своего пения? Вот несколько советов.

  • Не заставляйте ребенка петь! Не волнуйтесь, если ребенок долго не начинает петь. Малыш должен много раз услышать одну и ту же песенку, прежде чем сам начнет ее петь. Необходимо, чтобы в его памяти отложилось правильное звучание, иначе он не увидит разницы между верным вариантом и своим собственным неуверенным исполнением.

  • Никогда не говорите ребенку, что он поет фальшиво! Правильность воспроизведения музыкальных звуков тесно связана с верой в себя. Если малыш поет неверно, скажите ему, что он поет почти правильно, но звук надо сначала прослушать мысленно, а уж потом петь. Никогда не говорите, что у него нет слуха!

  • Хвалите! Чаще хвалите, радуйтесь успехам малыша, подпевайте ему.

  • Пойте! Не бойтесь петь дома, даже если это не очень хорошо получается. Говорите ребенку, что петь – это замечательно. Пойте вместе с ним, пойте с другими членами вашей семьи. «Поющий» человек – счастливый человек! Пение – это своеобразный антидепрессант, оно расслабляет, успокаивает, воодушевляет, вдохновляет.

Позвольте себе быть счастливыми и пойте на здоровье!

 

свернуть

18.03.2021

В основе любого образования, лежит, в первую очередь, интерес. Интерес – вот главное ключевое слово, о котором в ежедневной рутине так часто забывают родители. Чтобы в самом начале у ребенка появился интерес к музыке, не требуется большого труда – хорошая музыка в хорошем исполнении сама сделает свое дело, а вот чтобы сохранить и поддерживать его долгие годы, требуются целенаправленность, терпение, и, несомненно, специальные знания.

Для развития интереса к музыке необходимо создать дома условиямузыкальный уголок, где бы ребёнок мог послушать музыку, поиграть в музыкально – дидактические игры, поиграть на детских музыкальных инструментах.

В детском саду уже в младшей и средней группах я даю возможность ребятам играть на детских музыкальных инструментах простейшие ритмы и мелодии.

В старшем возрасте мы знакомимся со свойствами звука, проводим опыты с ним, а полученные знания и навыки дети воплощают в творческой самостоятельной деятельности.Например: сочиняют свои мелодии, участвуют в концертах, вместе с родителями создают музыкальные инструменты.

Музыкальный уголок дома лучше расположить на отдельной полке или столе, чтобы у ребёнка был подход к уголку.

Какие именно инструменты должны быть в уголке? Металлофон, детская флейта, и т. п. Решайте сами.

Хорошо иметь дома и деревянные ложки, т. к. простейшими навыками игре на ложках дети овладевают, будучи очень маленькими.

Со своей стороны я, как музыкальный руководитель всегда с готова дать консультацию, как правильно играть на тех или иных инструментах.

Очень хорошо, если вы приобретёте или скачаете из интернета диски из комплекта по слушанию в детском саду, а также «Детский альбом» П. И. Чайковского, «В пещере горного короля» Грига, музыкальные сказки «Золотой ключик»«Бременские музыканты» и т. п.

В уголке можно поместить музыкальные игры, которые помогут детям закрепить пройденный материал, подборку веселых детских песенок для подпевания и закрепления элементарных танцевальных движений.

Уважаемые родители! Не ограничивайте Вашего ребенка в музыкальной деятельности, а наоборот совместно с ним экспериментируйте, слушайте, творите!

свернуть

"Чему должен научиться ребенок на музыкальных занятиях"

03.03.2021

Чему должен научиться ребенок на музыкальных занятиях

Музыкальное занятие в группах имеет несколько разделов.

  1. Приветствие

 

Значение приветствия на занятии очень важно и методически оправ­данно. Педагог, здороваясь с детьми, настраивает их на позитив, создает атмосферу доброжелательности, заинтересованности и активного участия. Одновременно решаются педагогические задачи — воспитывается доброе, внимательное отношение друг к другу, формируются коммуникативные навыки. В непринужденной игровой ситуации осуществляются и музыкально-ритмические задачи: у детей развиваются чувство ритма, артикуляция, ме­лодический, динамический, тембровый и звуковысотный слух, интонаци­онная выразительность, музыкальная память, певческий диапазон и умение владеть своим голосом. Безусловно, расширяются детский кругозор, вооб­ражение, дети учатся творить. У малышей разнообразное приветствие на развитие звукоподражания, звуковысотного слуха и голоса, интонационной выразительности и динамики. Дети старшего дошкольного возраста учатся в приветствии петь музыкальные интервалы, здороваться с помощью звучащих и немых жестов, придумывать приветствие самостоятельно.

 

  1. Музыкально-ритмические движения

 

Музыкально-ритмические упражнения направлены на то, чтобы дети научились согласовывать свои движения с характером музыки, умели отра­жать в движении музыкальные образы, эмоционально отзывались на музы­ку, ориентировались в пространстве, координировали свои движения. В этот раздел включено два вида движении: общеразвивающие (ходьба, бег, прыж­ки, упражнения для рук) и танцевальные (полуприседания, хороводный шаг, поскоки, притопы и т. д.). Все эти движения в дальнейшем используются в играх, плясках, хороводах. Для того чтобы дети могли легко освоить то или иное движение, необходимо выполнять определению последовательность и вариативность разучивания, которая заинтересовывает детей и помогает им справиться с заданием.

 

  1. Развитие чувства ритма.

 

Музицирование  Данный раздел является новым в музыкальном воспитании детей и в занятиях выделен особо. Без ритма невозможны пение, движение. Чув­ство ритма есть у каждого ребенка, но его необходимо выявить и развить. Разнообразные игры на развитие чувства ритма проводятся постоянно и не­однократно повторяются. Каждое новое задание переносится на последую­щие занятия, варьируется и исполняется детьми на музыкальных инстру­ментах, что является основой детского музицирования. Игра на музыкаль­ных инструментах тренирует мелкую мускулатуру пальцев рук. Развивает координацию движений, чувство ритма, звуковысотный слух.

 

  1. Пальчиковая гимнастика

 

Пальчиковая гимнастика играет очень важную роль в общем развитии ребенка. Упражнения на развитие мелкой моторики укрепляют мелкие мыш­цы кисти руки, что, в свою очередь, помогает в игре на музыкальных инстру­ментах, в рисовании, а в дальнейшем и письме, помогают детям отдохнуть, расслабиться на занятии. Разучивание при этом забавных стишков, прибау­ток развивает детскую память, речь, интонационную выразительность. Дети учатся рассказывать выразительно, эмоционально. При проговаривании, пении разными голосами (кислым, замерзшим, низким, хриплым, писклявым и т. д.) у ребенка развиваются звуковысотный слух и голос что очень влияет на развитие певческих навыков. Расширяются представления об окружаю­щем мире (каждая потешка несет в себе полезную информацию). Проговаривая знакомые потешки только гласными звуками (ы. а-у-у-у-и; ы. а-у-у-с — мы капусту рубим, мы капусту трем) или на необычных слогах (гы, га-гу-гу. гу-гим: гы, га-гу-гу-гем — мы капусту рубим, мы капусту трем), дети улучшают звукопроизношение. Они учатся читать стихи и потешки выразительно и эмоционально. Развиваются интерес к театрализованной деятельности, чувство ритма, фор­мируется понятие о звуковысотности, об интонационной выразительности, развивается воображение. На каждом занятии можно вспоминать и выпол­нять уже знакомые упражнения.

 

  1. Слушание музыки

 

Слушание музыки в детском саду — очень важное, необходимое, а глав­ное, интересное направление развития детей. Оно направлено на форми­рование основ музыкальной культуры. Реализовать эту цель помогает пра­вильный, грамотный, доступный детскому восприятию отбор произведений Учитывая, что одной из задач учебной программы является знакомство с мировой музыкальной культурой, в репертуар включены произведения му­зыкальной классики (отечественной и зарубежной) и народной музыки. Для лучшего восприятия необходимо подбирать характерные музыкальные про­изведения с выразительной мелодией, яркой тембровой окраской. К каж­дому музыкальному произведению подбираются иллюстрации, игрушки, стихи, загадки, потешки, придумываются небольшие сюжеты. Большое зна­чение имеет использование аудиозаписей, а также видеоматериалов из кино­фильмов и мультипликационных фильмов, так как зрительное восприятие помогает слуховому восприятию глубже прочувствовать характер, особен­ности произведения. Показательно, что один из самых сложных разделов «Слушание музыки» — является у детей любимым.

 

  1. Распевание, пение

 

Распеванию и пению уделяется очень большое внимание. Собственное исполнение песен доставляет детям удовольствие, радость. Для того чтобы не акцентировать внимания детей на недостатках (прерывистое дыхание, нечетком произношение, гуление), им предлагаются несложные, веселые песенки-распевки; дети могут сами себе подыгрывать на музыкальных инструментах. Песни для детского исполнения должны быть доступны по содержанию, ме­лодически ярко окрашены, в нужном диапазоне. Текст песен не должен сухо заучиваться на занятиях. Это должно происходить непроизвольно. Для запо­минания рекомендуются различные игровые приемы. Дети должны уметь петь сольно, хором, ансамблем, «цепочкой», с музыкальным сопровождени­ем и без инструмента, «по ролям» (когда песня хорошо выучена), открытым и закрытым звуком. Очень эффективный прием поочередного пения: запев педагог, припев — дети; запев исполняют солисты (несколько детей, припев — все дети и т. д. Немаловажное значение имеет использование песен в самостоятельной деятельности детей вне занятий.

 

  1. Пляски, игры, хороводы

 

 Основная цель этого раздела в занятии — дать возможность детям по­двигаться под музыкальное сопровождение, создать радостное настроение. Закрепить в непринужденной атмосфере ритмические движения, правила игры, развивать ориентировку в пространстве, формировать коммуникатив­ные отношения. В игре должен присутствовать элемент сюрприза, шутки, забавы. Роль ведущего (кота, медведя, куклы, матрешки и т. д.) исполня­ет воспитатель или ребенок старшего возраста (у маленьких детей). В хо­роводе детям достаточно только выполнять движения по показу педагога и под его пение, так как иногда бывает затруднительным для них одновре­менно двигаться и выполнять движения. Детям достаточно, если они того хотят, подпевать. Пляски разучиваются довольно долго, как упражнения, но детские идеи, фантазии должны непременно находить свое место в них. Та­нец всегда был и остается любимым занятием детей. Он занимает особое место в их жизни. Танец и развлекает, и развивает ребят. Плавные, спокой­ные, быстрые или ритмичные движения под красивую музыку доставляют детям эстетическое наслаждение. Через танец дети познают прекрасное, лучше понимают красоту окружающего мира. Танцы для детей — это особый вид деятельности, дети не обладают хореографической пластичностью, ведь выразительным танец может стать тогда, когда человек осознает характер музыки, может выразить посредством движения мысли, чувства, пережива­ния. Танцы могут быть разные: народные, характерные, бытовые, бальные, сольные, массовые. Движения очень простые: хлопки, притопы, подскоки, кружение. Красоту детскому танцу придают музыкальное оформление, идея танца, оригинальные переходы и перестроения и непосредственность ис­полнения. Особое внимание нужно уделять детскому массовому танцу, где от детей не требуется долгого разучивания последовательности движений. Массовые танцы доставляют детям огромное удовольствие и решают мно­жество педагогических задач: это и развитие коммуникативных отношений, вовлечение в совместную деятельность, развитие пластики и непринужден­ности исполнения, умения слышать изменения в музыке и соответственно менять движения; развиваема чувство ритма и. конечно, хорошего музы­кального вкуса.

свернуть

Использование здоровьесберегающих технологий при формировании певческих навыков

 

     Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются очень важной составляющей гармоничного развития дошкольника. В пении хорошо формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетическое и нравственное представление детей, слух, память, внимание, мышление, укрепляет их психическое и физическое здоровье.

     Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста – важная и сложная задача, которая требует системы работы, включающей разнообразные игровые методы и приёмы развития голоса ребёнка.

     В основе работы по развитию певческих навыков лежат идеи детского музыкального воспитания К. Орфа, Емельянова В.В., Стрельниковой, Огороднова, а также методические рекомендации Орловой Т.М., Бекиной С.М. и других современных педагогов.

     На музыкальных занятиях для обучения детей пению используются различные педагогические технологии: личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, игровые технологии, исследовательской деятельности, развивающего, проблемного обучения, информационно-коммуникативные и др. Это, несомненно, позволяет повысить эффективность и качество обучения, способствует развитию на занятиях творческого мышления, активизирует самостоятельную деятельность обучающихся. Но самыми востребованными технологиями в развитии певческих навыков являются здоровьесберегающие.

     Забота о здоровье детей – важнейшая задача всего общества. Данная задача должна осуществляться не только родителями, но и педагогами образовательных учреждения начиная с дошкольного возраста.

     В соответствии с требованиями нашего дошкольного учреждения наша педагогическая деятельность ориентирована на сохранении и укреплении  здоровья дошкольников, чему способствуют здоровьесберегающие технологии, такие как: распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, оздоровительные и фонопедические упражнения, пальчиковые игры и др.

     Новизна данной темы заключается в использовании здоровьесберегающих технологий в игровой форме на традиционных занятиях во время певческой деятельности.

  1. Песенки-попевки.

Несложные тексты и мелодии, состоящие из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат, подготавливают голос к пению.

Например:

Попевка «Доброе утро!»

Доброе утро! (дети поворачиваются друг к другу)

Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)

И сегодня весь день (хлопают в ладоши)

Будет веселее.

Мы погладим лобик, (выполняют движения по тексту)

Носик и щёчки,

Будем мы красивыми, (постепенно поднимают руки вверх, выполняя фонарики)

Как в саду цветочки!

Разотрём ладошки (выполняют движения по тексту)

Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем

Смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрём

И здоровье сбережём.

Улыбнёмся снова, (разводят руки в стороны)

Будьте здоровы!

  1. Дыхательная гимнастика.

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Необходимо обратить внимание на часто болеющих детей, имеющих различные речевые нарушения. Основными задачами дыхательных упражнений в непосредственной музыкально-образовательной работе являются:

  • Укрепление физиологического дыхания детей (без речи)
  • Формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох – длинный выдох).
  • Тренировка силы вдоха и выдоха.
  • Продолжительный выдох.

Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие:

  • Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани.
  • Способствует восстановлению центральной нервной системы.
  • Улучшает дренажную функцию бронхов.
  • Восстанавливает нарушенное носовое дыхание.

Например:

Упражнение «Весенний ветерок».

Дети набирают побольше воздуха и длительно дуют, вытянув губы «трубочкой»

  1. Артикуляционная гимнастика.

Основная цель артикуляционной гимнастики – тренировка мышц речевого аппарата. В результате этой работы повышаются показатели развития речи детей и певческих навыков.

Задачи артикуляционной гимнастики в непосредственно-образовательной деятельности:

  • Развитие певческих способностей детей.
  • Формирование артикуляции различных звуков.
  • Совершенствование дикции.
  • Развитие музыкальной памяти, запоминание текстов песен.

Артикуляционные упражнения бывают беззвучные и с участием голоса.

Например:

Упражнение «Сосулька»

Как можно дальше высунуть изо рта острый язык, свесить его с подбородка.

Упражнение «Жаба Квака»

Жаба Квака с солнцем встала,

Сладко-сладко позевала, (дети зевают)

Травку сочную сжевала (имитируют жевательные движения)

Да водички поглотала («глотают»)

На кувшинку села,

Песенку запела:

«Ква-а-а-а! Квэ-э-э-э! Ква-а-а-а!» (произносят звуки отрывисто и громко)

Жизнь у Кваки хороша!

  1. Оздоровительные и фонопедические упражнения.

Фонопедические упражнения проводятся для укрепления ещё не окрепших голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактика заболеваний верхних дыхательных путей, способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. Основная цель упражнений – активизация фонационного выдоха, то есть связь голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от речевого.

Например:

Упражнение «А-у!»

Кричу в лесу: «А-а-а-у-у-у!»

А мне в ответ: «А-а-а-у-у-у!»

Опять кричу: «А-а-а-у-у-у!»

А мне в ответ: «А-а-а-у-у-у!»

Основным элементом этого упражнения является скользящая, глиссандирующая, восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и наоборот. Связи с этим особый интерес представляют пальчиковые игры, которые позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Пальчиковые игры развивают речь ребёнка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление.

Например:

Пальчиковая игра «Белочка»

Белочка резвушка, (ритмические хлопки чередуются со шлепками по коленям)

Лесная веселушка,

Целый день старается – (стучат кулачком о кулачок)

На зиму запасается.

С ветки – прыг, (поднимают руки вверх)

На ветку – скок! (опускают руки на плечи)

Раз – грибок, (загибают пальцы левой руки соответственно тексту)

Два – грибок!

Три – орешек в скорлупе,

Будет он лежать в дупле.

И замой в холода (шлёпают ладонями по плечам)

Будет белочка сыта! (хлопают в ладоши)

    Таким образом, использование системы специальных упражнений позволяет добиваться положительных результатов в развитии певческих навыков у дошкольников  а также благоприятно воздействует на их здоровье.

    Музыкотерапия – важная составляющая музыкально-оздоровительной работы.

свернуть