Страничка руководителя физического воспитания

Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

20.03.2024

Профилактика плоскостопия

07.03.2024

 ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ

 

Установлено, что двигательная активность детей раннего возраста находится в прямой зависимости от формы стопы. Раннее распознавание плоскостопия и своевременное его лечение путем общедоступных гимнастических упражнений помогут избавить детей от этого недостатка или, во всяком случае, уменьшить его. Поэтому профилактика плоскостопия в раннем возрасте имеет особое значение. Эта работа обязательно должна проводиться родителями дома.

Большую роль в профилактике плоскостопия имеет правильный подбор обуви для детей. Размер ее должен точно соответствовать форме и индивидуальным особенностям стопы, предохранять стопу от повреждений, не затруднять движений и не вызывать чрезмерного давления на суставы, сосуды и нервы стоп. Обувь не должна быть слишком тесной или просторной. Детям с плоской стопой не рекомендуется носить обувь без каблуков на тонкой подошве. Высота каблука для детей раннего и дошкольного возраста должна быть 1,5 – 2 см.

Дети, страдающие плоскостопием, как правило, изнашивают внутреннюю сторону подошвы и каблука обуви.

Для предупреждения плоскостопия необходимо укреплять мышцы, поддерживающие свод стопы, что достигается применением общеразвивающих и специальных гимнастических упражнений, которые являются наиболее активным терапевтическим средством, не только компенсирующим дефекты стопы, но и исправляющим ее конфигурацию и резко повышающим функциональные возможности.

Профилактические упражнения, укрепляющие свод стопы, должны включаться в занятия утренней гигиенической гимнастикой, использоваться на физкультурных занятиях, на прогулках, в подвижных играх.

Главное назначение корректирующих упражнений – активное бронирование стопы (положение стопы на наружном крае), укрепление всего связочно-мышечного аппарата стопы и голени на фоне общего развития и укрепления организма ребенка.

Нужно выработать жизненно необходимые двигательные умения в беге, прыжках, лазании,метании, в выполнении упражнений в равновесии, в подвижных и спортивных играх.

Специально подобранные общеукрепляющие упражнения служат фундаментом, на котором строится локальная коррекция стопы.

 

Упражнения для коррекции стопы

1. Ходьба на носках в среднем темпе в течение 1–3 минут.

2. Ходьба на наружных краях стоп в среднем темпе в течение 2–5 минут.

3. Медленная ходьба на носках по наклонной плоскости.

4. Ходьба по палке.

5. Катание мяча поочередно одной и другой ногой.

6. Катание обруча пальцами ног (поочередно) в течение 2–4 минут.

7. Медленные приседания на гимнастической палке с опорой на стул.

8. Медленные приседания на мяче, с опорой на стул или, балансируя разведенными в сторону руками.

9. Сгибание и разгибание стоп в положении сидя на стуле.

10. Захват, поднимание и перекладывание палочек, кубиков или небольших бумажных, тканевых салфеток пальцами ног в течение 1–3 минут (упражнение проводится поочередно одной и другой ногой).

Занятия лечебной гимнастикой и выполнение специальных гимнастических упражнений дают прекрасные результаты, улучшая форму и функцию стопы.

Таким образом, здоровье детей во многом определяется рациональным двигательным режимом, включающим привычную двигательную активность, организацию физического воспитания и закаливания дома и в дошкольном учреждении.

Для укрепления здоровья и предупреждения плоскостопия детям необходимо ежедневно делать утреннюю гимнастику, проводить закаливающие процедуры, практиковать прогулки, походы в лес, бег, прыжки, плавание, катание на велосипеде; в теплое время года ходить босиком по грунту, а закаленным – вплоть до бега по снегу; в зимний период года кататься на коньках и лыжах, организовывать подвижные игры.

свернуть

Здоровье детей в зимний период

14.02.2024

Лыжные прогулки

09.02.2024

Зимние забавы

15.01.2024

«Значение утренней гимнастики для детей дошкольного возраста»

07.12.2023
Консультация для родителей «Значение утренней гимнастики для детей дошкольного возраста» Все мы с детства знаем, что хорошо и полезно начинать свой день с зарядки. Само слово «зарядка» уже объясняет, почему – мы заряжаемся энергией, которой должно хватить на весь день. Утренняя зарядка позволяет окончательно проснуться, разбудить мышцы, доставить порцию кислорода «на завтрак» ко всем клеточкам тела, именно поэтому после нее такое приятное ощущение включенности в день. Утренняя зарядка для детей еще более важна, чем для взрослых. У малыша, помимо своего основного предназначения, регулярные упражнения еще выполняют педагогические функции. Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Приобщение ребенка к физкультуре важно не только с точки зрения укрепления их здоровья, но и для выработки привычки к занятиям спортом. Многим детям тяжело подниматься с теплой постели на зарядку. Но проходит время, неделя-другая, и малыш бодро вскакивает при первых звуках спортивного марша или иной музыки сопровождающей утреннюю зарядку. Вырабатывается условный динамический стереотип поведения, который вносит определенный ритм в утренний режим и не требует дополнительных волевых усилий. Утренняя гимнастика не только «пробуждает» организм, но и даёт определенный тренирующий эффект. После зарядки можно предложить ребенку легкий бег, а затем рекомендуется принять водные процедуры. Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение. Кроме того, ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость), улучшает работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области физической культуры. Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей. У малышей, систематически занимающихся утренней гимнастикой, пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность. Необходимость тотчас после пробуждения встать с постели и приступить к выполнению упражнений требует определенного волевого усилия, вырабатывает настойчивость, дисциплинирует детей. Таким образом, перед утренней гимнастикой стоят, совершенно особенные, задачи, а именно: «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия. Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка, и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Эта полезная привычка сохраняется у человека на всю жизнь. Утренняя гимнастика позволяет организованно начать день в детском саду, способствует четкому выполнению режима дня. Утренняя гигиеническая гимнастика, или, как ее называют, зарядка, должна выполняться непосредственно после сна. В дошкольных учреждениях с дневным пребыванием детей утренняя гимнастика по режиму дня проводится до завтрака после уже достаточно активной, разнообразной деятельности детей. В данных условиях гимнастика преследует еще и цели организации детского коллектива, переключения внимания детей от свободных, индивидуальных игр и занятий к совместным видам деятельности. Вследствие одновременной совместной умеренной двигательной деятельности более возбужденные дети, которые успели уже побегать, попрыгать, успокаиваются, а малоактивные – активизируются. Все это создает ровное, бодрое настроение у всех детей, готовит их к последующим занятиям. Таким образом, воспитательное значение утренней гимнастики при проведении ее не сразу после сна, а спустя некоторое время, расширяется. Она становится неотъемлемым организующим моментом в режиме дня, приучает детей к определенной дисциплине, порядку. В тоже время сохраняется огромное оздоровительное значение утренней гимнастики. Ежедневное занятие физическими упражнениями благоприятно воздействует на физическое развитие и функциональное состояние организма ребенка. Содержание гимнастики составляют упражнения для разнообразных групп мышц (плечевого пояса, туловища, ног). Систематическое повторение их укрепляет двигательный аппарат ребенка. Широко включаются упражнения для профилактики нарушения осанки и предупреждения плоскостопия. Бег и прыжки еще более усиливают дыхание и кровообращение, сердечную деятельность и другие физиологические функции. Все это благоприятствует нормальной жизнедеятельности организма, повышению его работоспособности. Регулярное проведение физических упражнений на свежем воздухе способствует закаливанию детского организма, вырабатывает стойкость к различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Введение в комплексы упражнений корригирующего характера способствует формированию свода стопы и правильной осанки. Таким образом, утренняя гимнастика является многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, который способствует оздоровлению организма ребёнка.
развернуть

Консультация для родителей

«Значение утренней гимнастики для детей дошкольного возраста»

 

 

Все мы с детства знаем, что хорошо и полезно начинать свой день с зарядки. Само слово «зарядка» уже объясняет, почему – мы заряжаемся энергией, которой должно хватить на весь день. Утренняя зарядка позволяет окончательно проснуться, разбудить мышцы, доставить порцию кислорода «на завтрак» ко всем клеточкам тела, именно поэтому после нее такое приятное ощущение включенности в день. Утренняя зарядка для детей еще более важна, чем для взрослых. У малыша, помимо своего основного предназначения, регулярные упражнения еще выполняют педагогические функции.

Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. 

Приобщение ребенка к физкультуре важно не только с точки зрения укрепления их здоровья, но и для выработки привычки к занятиям спортом. Многим детям тяжело подниматься с теплой постели на зарядку. Но проходит время, неделя-другая, и малыш бодро вскакивает при первых звуках спортивного марша или иной музыки сопровождающей утреннюю зарядку. Вырабатывается условный динамический стереотип поведения, который вносит определенный ритм в утренний режим и не требует дополнительных волевых усилий.

Утренняя гимнастика не только «пробуждает» организм, но и даёт определенный тренирующий эффект. После зарядки можно предложить ребенку легкий бег, а затем рекомендуется принять водные процедуры. Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение. Кроме того, ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость), улучшает работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области физической культуры. 

Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей. У малышей, систематически занимающихся утренней гимнастикой, пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность. 

Необходимость тотчас после пробуждения встать с постели и приступить к выполнению упражнений требует определенного волевого усилия, вырабатывает настойчивость, дисциплинирует детей.

Таким образом, перед утренней гимнастикой стоят, совершенно особенные, задачи, а именно: «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия. 

Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка, и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Эта полезная привычка сохраняется у человека на всю жизнь. Утренняя гимнастика позволяет организованно начать день в детском саду, способствует четкому выполнению режима дня. 

Утренняя гигиеническая гимнастика, или, как ее называют, зарядка, должна выполняться непосредственно после сна.

В дошкольных учреждениях с дневным пребыванием детей утренняя гимнастика по режиму дня проводится до завтрака после уже достаточно активной, разнообразной деятельности детей. В данных условиях гимнастика преследует еще и цели организации детского коллектива, переключения внимания детей от свободных, индивидуальных игр и занятий к совместным видам деятельности. Вследствие одновременной совместной умеренной двигательной деятельности более возбужденные дети, которые успели уже побегать, попрыгать, успокаиваются, а малоактивные – активизируются. Все это создает ровное, бодрое настроение у всех детей, готовит их к последующим занятиям. 

Таким образом, воспитательное значение утренней гимнастики при проведении ее не сразу после сна, а спустя некоторое время, расширяется. Она становится неотъемлемым организующим моментом в режиме дня, приучает детей к определенной дисциплине, порядку. В тоже время сохраняется огромное оздоровительное значение утренней гимнастики. 

Ежедневное занятие физическими упражнениями благоприятно воздействует на физическое развитие и функциональное состояние организма ребенка. 

Содержание гимнастики составляют упражнения для разнообразных групп мышц (плечевого пояса, туловища, ног). Систематическое повторение их укрепляет двигательный аппарат ребенка. 

Широко включаются упражнения для профилактики нарушения осанки и предупреждения плоскостопия. Бег и прыжки еще более усиливают дыхание и кровообращение, сердечную деятельность и другие физиологические функции. Все это благоприятствует нормальной жизнедеятельности организма, повышению его работоспособности. 

Регулярное проведение физических упражнений на свежем воздухе способствует закаливанию детского организма, вырабатывает стойкость к различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Введение в комплексы упражнений корригирующего характера способствует формированию свода стопы и правильной осанки. 

Таким образом, утренняя гимнастика является многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, который способствует оздоровлению организма ребёнка.

 

свернуть

Прогулки и здоровье детей

22.11.2023

Зачем дошкольнику физкультура??

19.10.2023

Спортивная форма

04.09.2023

Здоровье ребенка.Советы по профилактике

22.08.2023

За здоровьем босиком!

13.07.2023

Здоровый образ жизни семьи

28.07.2023

Зачем спорт ребенку???

09.06.2023

Батут-польза или вред??

16.05.2023

Правила безопасного катания на роликах

20.04.2023

Польза ходьбы и пеших прогулок

13.03.2023

Физическое развитие и здоровье детей дошкольного возраста

17.02.2023

Как воспитать здорового и спортивного малыша?

19.01.2023

10 принципов активной мамы

Вряд ли кто-то будет спорить, что главное условие счастья – это не деньги, карьера или развлечения, а именно здоровье. У всех нас есть какая-то общая сумма знаний о том, как можно обрести и сохранить здоровье: всего-навсего надо вести «здоровый образ жизни», который состоит из здорового питания, активного времяпрепровождения и хорошего настроения. Но как помещается этот здоровый образ жизни в нашу повседневную реальность – в ситуацию 8-часового рабочего дня, праздничного застолья, вечернего телевизора и утреннего недосыпа? Зачастую мы живём, как получится, а здоровый образ жизни со всеми его преимуществами стараемся привить детям. Но если хочешь изменить что-нибудь, будь то весь мир или твой родной ребенок, начинать в любом случае стоит с себя!


Пожалуй, самый эффективный способ – разработать общие для всей семьи «принципы здоровья» и соблюдать их всем неукоснительно. Назовём их «принципы активной мамы».

1. Активная мама – это та мама, которая хорошо отдыхает. Это значит, что надо уметь высыпаться (кому-то достаточно 5 часов, а кто-то не может нормально функционировать без хрестоматийного 8-часового сна), устраивать пятиминутки отдыха в течении дня, грамотно чередовать активности и сказать уверенное «нет» интернет услугам и прочим «пожирателям времени». Ребёнок активной мамы следует тем же принципам: достаточно спит ночью, отдыхает днём, если это необходимо, периоды активной игры чередует со спокойными видами деятельности.

2. Активная мама идёт гулять при любой возможности. Она всегда объяснит ребенку, что гулять – это полезно, даже если на улице дождь или снег, на море шторм, а в воздухе – ветер. Она всегда ходит пешком и пользуется автомобилем и общественным транспортом не по умолчанию, а только в случае необходимости. Она знает толк и смысл пеших прогулок и всегда оснащена удобной обувью на ногах, интересной аудиокнигой в плеере и шагомером в кармане. Ребёнок активной мамы умеет и любит ходить пешком, у него тоже есть удобная обувь, а также темы интересных бесед, которыми он может занять спутника в дороге (да-да, вести интересные беседы – это тоже искусство, которому активная мама непременно обучит своего ребенка).

3. Активная мама может не уметь вязать или сочинять поэмы, но она совершенно точно научится плавать, кататься на лыжах и ездить на велосипеде. Ребенок активной мамы плавать начинает раньше, чем ходить, на лыжи встает примерно в тот же момент, когда встает на ноги.

4. Активная мама не боится замерзнуть. Она знает, что лучшее оружие против холода – это активное движение, а лучшее оружие против капризных сосудов – это контрастный душ. Ребенок активной мамы не закутан в шубу по самые уши, шапку он надевает не на всякий случай, а только когда у него мерзнет голова, а летом при любой возможности бегает босиком.

5. Активная мама знает толк в домашней обстановке. Даже в самой маленькой квартире она найдет место для турника, тренажера, домашнего детского Т-образного спорткомплекса или детского спорткомплекса типа «Пирамида». Она знает интересные упражнения для самых разных снарядов, не падает в обморок, когда ее годовичок лезет под потолок, и сопровождает бодрые занятия бодрой песней.

6. Активная мама умеет готовить здоровую пищу. Она знает много простых здоровых рецептов, не усложняет жизнь сложносочиненными блюдами и многосоставными салатами с майонезом, ведь она знает: большинство овощей полезно есть просто сырыми. Она не тратит много времени на готовку, чтобы его осталось больше для других интересных дел, а еще она обязательно обучит всем кулинарным премудростям своего ребенка. По крайней мере, тщательно мыть овощи и фрукты ее ребенок научится до того, как пойдет в детский сад. 

7. Активная мама пьет много воды. Чистой воды у нее дома всегда в достатке и она совершенно не видит необходимости ее подогревать. Ребенок активной мамы тоже настоящий водохлеб, что неудивительно, ведь его мама умеет готовить множество вкусных напитков: ягодные морсы, компоты из сухофруктов, травяные чаи, домашний кефир и йогурт. 

8. У активной мамы здоровый дух. Она оптимистка, умеет найти верный угол зрения в любой ситуации и знает десятки способов выйти из стресса с наименьшими потерями. Она умеет радоваться мелочам, часто улыбается ребенку, а ее ребенок готов улыбаться всему миру сразу.

9. Активная мама – это вовсе не суперженщина. Она нуждается в любви и заботе и не стесняется говорить об этом своим близким. Она охотно помогает своему ребенку и обязательно объясняет ему, чем он мог бы помочь ей. Она не пытается решить все проблемы сама и переделать все на свете дела, – если ей нужна помощь, она обращается за ней и умеет ее принять с благодарностью. 

10. Активная мама не переутомляется. Она знает свою норму физической и умственной работы и точно знает степень выносливости своего ребенка. Она не будет прыгать выше головы и уж тем более не будет перегружать маленького человека, который вовсе не обязательно должен стать чемпионом мира, зато обязательно должен расти здоровым и сильным

свернуть