Страничка руководителя физического воспитания

Профилактика плоскостопия

 ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ

 

Установлено, что двигательная активность детей раннего возраста находится в прямой зависимости от формы стопы. Раннее распознавание плоскостопия и своевременное его лечение путем общедоступных гимнастических упражнений помогут избавить детей от этого недостатка или, во всяком случае, уменьшить его. Поэтому профилактика плоскостопия в раннем возрасте имеет особое значение. Эта работа обязательно должна проводиться родителями дома.

Большую роль в профилактике плоскостопия имеет правильный подбор обуви для детей. Размер ее должен точно соответствовать форме и индивидуальным особенностям стопы, предохранять стопу от повреждений, не затруднять движений и не вызывать чрезмерного давления на суставы, сосуды и нервы стоп. Обувь не должна быть слишком тесной или просторной. Детям с плоской стопой не рекомендуется носить обувь без каблуков на тонкой подошве. Высота каблука для детей раннего и дошкольного возраста должна быть 1,5 – 2 см.

Дети, страдающие плоскостопием, как правило, изнашивают внутреннюю сторону подошвы и каблука обуви.

Для предупреждения плоскостопия необходимо укреплять мышцы, поддерживающие свод стопы, что достигается применением общеразвивающих и специальных гимнастических упражнений, которые являются наиболее активным терапевтическим средством, не только компенсирующим дефекты стопы, но и исправляющим ее конфигурацию и резко повышающим функциональные возможности.

Профилактические упражнения, укрепляющие свод стопы, должны включаться в занятия утренней гигиенической гимнастикой, использоваться на физкультурных занятиях, на прогулках, в подвижных играх.

Главное назначение корректирующих упражнений – активное бронирование стопы (положение стопы на наружном крае), укрепление всего связочно-мышечного аппарата стопы и голени на фоне общего развития и укрепления организма ребенка.

Нужно выработать жизненно необходимые двигательные умения в беге, прыжках, лазании,метании, в выполнении упражнений в равновесии, в подвижных и спортивных играх.

Специально подобранные общеукрепляющие упражнения служат фундаментом, на котором строится локальная коррекция стопы.

 

Упражнения для коррекции стопы

1. Ходьба на носках в среднем темпе в течение 1–3 минут.

2. Ходьба на наружных краях стоп в среднем темпе в течение 2–5 минут.

3. Медленная ходьба на носках по наклонной плоскости.

4. Ходьба по палке.

5. Катание мяча поочередно одной и другой ногой.

6. Катание обруча пальцами ног (поочередно) в течение 2–4 минут.

7. Медленные приседания на гимнастической палке с опорой на стул.

8. Медленные приседания на мяче, с опорой на стул или, балансируя разведенными в сторону руками.

9. Сгибание и разгибание стоп в положении сидя на стуле.

10. Захват, поднимание и перекладывание палочек, кубиков или небольших бумажных, тканевых салфеток пальцами ног в течение 1–3 минут (упражнение проводится поочередно одной и другой ногой).

Занятия лечебной гимнастикой и выполнение специальных гимнастических упражнений дают прекрасные результаты, улучшая форму и функцию стопы.

Таким образом, здоровье детей во многом определяется рациональным двигательным режимом, включающим привычную двигательную активность, организацию физического воспитания и закаливания дома и в дошкольном учреждении.

Для укрепления здоровья и предупреждения плоскостопия детям необходимо ежедневно делать утреннюю гимнастику, проводить закаливающие процедуры, практиковать прогулки, походы в лес, бег, прыжки, плавание, катание на велосипеде; в теплое время года ходить босиком по грунту, а закаленным – вплоть до бега по снегу; в зимний период года кататься на коньках и лыжах, организовывать подвижные игры.

свернуть

Лыжные прогулки

09.12.2021

Как воспитать здорового и спортивного малыша?

10 принципов активной мамы

Вряд ли кто-то будет спорить, что главное условие счастья – это не деньги, карьера или развлечения, а именно здоровье. У всех нас есть какая-то общая сумма знаний о том, как можно обрести и сохранить здоровье: всего-навсего надо вести «здоровый образ жизни», который состоит из здорового питания, активного времяпрепровождения и хорошего настроения. Но как помещается этот здоровый образ жизни в нашу повседневную реальность – в ситуацию 8-часового рабочего дня, праздничного застолья, вечернего телевизора и утреннего недосыпа? Зачастую мы живём, как получится, а здоровый образ жизни со всеми его преимуществами стараемся привить детям. Но если хочешь изменить что-нибудь, будь то весь мир или твой родной ребенок, начинать в любом случае стоит с себя!


Пожалуй, самый эффективный способ – разработать общие для всей семьи «принципы здоровья» и соблюдать их всем неукоснительно. Назовём их «принципы активной мамы».

1. Активная мама – это та мама, которая хорошо отдыхает. Это значит, что надо уметь высыпаться (кому-то достаточно 5 часов, а кто-то не может нормально функционировать без хрестоматийного 8-часового сна), устраивать пятиминутки отдыха в течении дня, грамотно чередовать активности и сказать уверенное «нет» интернет услугам и прочим «пожирателям времени». Ребёнок активной мамы следует тем же принципам: достаточно спит ночью, отдыхает днём, если это необходимо, периоды активной игры чередует со спокойными видами деятельности.

2. Активная мама идёт гулять при любой возможности. Она всегда объяснит ребенку, что гулять – это полезно, даже если на улице дождь или снег, на море шторм, а в воздухе – ветер. Она всегда ходит пешком и пользуется автомобилем и общественным транспортом не по умолчанию, а только в случае необходимости. Она знает толк и смысл пеших прогулок и всегда оснащена удобной обувью на ногах, интересной аудиокнигой в плеере и шагомером в кармане. Ребёнок активной мамы умеет и любит ходить пешком, у него тоже есть удобная обувь, а также темы интересных бесед, которыми он может занять спутника в дороге (да-да, вести интересные беседы – это тоже искусство, которому активная мама непременно обучит своего ребенка).

3. Активная мама может не уметь вязать или сочинять поэмы, но она совершенно точно научится плавать, кататься на лыжах и ездить на велосипеде. Ребенок активной мамы плавать начинает раньше, чем ходить, на лыжи встает примерно в тот же момент, когда встает на ноги.

4. Активная мама не боится замерзнуть. Она знает, что лучшее оружие против холода – это активное движение, а лучшее оружие против капризных сосудов – это контрастный душ. Ребенок активной мамы не закутан в шубу по самые уши, шапку он надевает не на всякий случай, а только когда у него мерзнет голова, а летом при любой возможности бегает босиком.

5. Активная мама знает толк в домашней обстановке. Даже в самой маленькой квартире она найдет место для турника, тренажера, домашнего детского Т-образного спорткомплекса или детского спорткомплекса типа «Пирамида». Она знает интересные упражнения для самых разных снарядов, не падает в обморок, когда ее годовичок лезет под потолок, и сопровождает бодрые занятия бодрой песней.

6. Активная мама умеет готовить здоровую пищу. Она знает много простых здоровых рецептов, не усложняет жизнь сложносочиненными блюдами и многосоставными салатами с майонезом, ведь она знает: большинство овощей полезно есть просто сырыми. Она не тратит много времени на готовку, чтобы его осталось больше для других интересных дел, а еще она обязательно обучит всем кулинарным премудростям своего ребенка. По крайней мере, тщательно мыть овощи и фрукты ее ребенок научится до того, как пойдет в детский сад. 

7. Активная мама пьет много воды. Чистой воды у нее дома всегда в достатке и она совершенно не видит необходимости ее подогревать. Ребенок активной мамы тоже настоящий водохлеб, что неудивительно, ведь его мама умеет готовить множество вкусных напитков: ягодные морсы, компоты из сухофруктов, травяные чаи, домашний кефир и йогурт. 

8. У активной мамы здоровый дух. Она оптимистка, умеет найти верный угол зрения в любой ситуации и знает десятки способов выйти из стресса с наименьшими потерями. Она умеет радоваться мелочам, часто улыбается ребенку, а ее ребенок готов улыбаться всему миру сразу.

9. Активная мама – это вовсе не суперженщина. Она нуждается в любви и заботе и не стесняется говорить об этом своим близким. Она охотно помогает своему ребенку и обязательно объясняет ему, чем он мог бы помочь ей. Она не пытается решить все проблемы сама и переделать все на свете дела, – если ей нужна помощь, она обращается за ней и умеет ее принять с благодарностью. 

10. Активная мама не переутомляется. Она знает свою норму физической и умственной работы и точно знает степень выносливости своего ребенка. Она не будет прыгать выше головы и уж тем более не будет перегружать маленького человека, который вовсе не обязательно должен стать чемпионом мира, зато обязательно должен расти здоровым и сильным

свернуть

Прогулки и здоровье детей

22.11.2021

«Значение утренней гимнастики для детей дошкольного возраста»

19.10.2021
Консультация для родителей «Значение утренней гимнастики для детей дошкольного возраста» Все мы с детства знаем, что хорошо и полезно начинать свой день с зарядки. Само слово «зарядка» уже объясняет, почему – мы заряжаемся энергией, которой должно хватить на весь день. Утренняя зарядка позволяет окончательно проснуться, разбудить мышцы, доставить порцию кислорода «на завтрак» ко всем клеточкам тела, именно поэтому после нее такое приятное ощущение включенности в день. Утренняя зарядка для детей еще более важна, чем для взрослых. У малыша, помимо своего основного предназначения, регулярные упражнения еще выполняют педагогические функции. Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Приобщение ребенка к физкультуре важно не только с точки зрения укрепления их здоровья, но и для выработки привычки к занятиям спортом. Многим детям тяжело подниматься с теплой постели на зарядку. Но проходит время, неделя-другая, и малыш бодро вскакивает при первых звуках спортивного марша или иной музыки сопровождающей утреннюю зарядку. Вырабатывается условный динамический стереотип поведения, который вносит определенный ритм в утренний режим и не требует дополнительных волевых усилий. Утренняя гимнастика не только «пробуждает» организм, но и даёт определенный тренирующий эффект. После зарядки можно предложить ребенку легкий бег, а затем рекомендуется принять водные процедуры. Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение. Кроме того, ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость), улучшает работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области физической культуры. Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей. У малышей, систематически занимающихся утренней гимнастикой, пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность. Необходимость тотчас после пробуждения встать с постели и приступить к выполнению упражнений требует определенного волевого усилия, вырабатывает настойчивость, дисциплинирует детей. Таким образом, перед утренней гимнастикой стоят, совершенно особенные, задачи, а именно: «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия. Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка, и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Эта полезная привычка сохраняется у человека на всю жизнь. Утренняя гимнастика позволяет организованно начать день в детском саду, способствует четкому выполнению режима дня. Утренняя гигиеническая гимнастика, или, как ее называют, зарядка, должна выполняться непосредственно после сна. В дошкольных учреждениях с дневным пребыванием детей утренняя гимнастика по режиму дня проводится до завтрака после уже достаточно активной, разнообразной деятельности детей. В данных условиях гимнастика преследует еще и цели организации детского коллектива, переключения внимания детей от свободных, индивидуальных игр и занятий к совместным видам деятельности. Вследствие одновременной совместной умеренной двигательной деятельности более возбужденные дети, которые успели уже побегать, попрыгать, успокаиваются, а малоактивные – активизируются. Все это создает ровное, бодрое настроение у всех детей, готовит их к последующим занятиям. Таким образом, воспитательное значение утренней гимнастики при проведении ее не сразу после сна, а спустя некоторое время, расширяется. Она становится неотъемлемым организующим моментом в режиме дня, приучает детей к определенной дисциплине, порядку. В тоже время сохраняется огромное оздоровительное значение утренней гимнастики. Ежедневное занятие физическими упражнениями благоприятно воздействует на физическое развитие и функциональное состояние организма ребенка. Содержание гимнастики составляют упражнения для разнообразных групп мышц (плечевого пояса, туловища, ног). Систематическое повторение их укрепляет двигательный аппарат ребенка. Широко включаются упражнения для профилактики нарушения осанки и предупреждения плоскостопия. Бег и прыжки еще более усиливают дыхание и кровообращение, сердечную деятельность и другие физиологические функции. Все это благоприятствует нормальной жизнедеятельности организма, повышению его работоспособности. Регулярное проведение физических упражнений на свежем воздухе способствует закаливанию детского организма, вырабатывает стойкость к различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Введение в комплексы упражнений корригирующего характера способствует формированию свода стопы и правильной осанки. Таким образом, утренняя гимнастика является многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, который способствует оздоровлению организма ребёнка.
развернуть

Консультация для родителей

«Значение утренней гимнастики для детей дошкольного возраста»

 

 

Все мы с детства знаем, что хорошо и полезно начинать свой день с зарядки. Само слово «зарядка» уже объясняет, почему – мы заряжаемся энергией, которой должно хватить на весь день. Утренняя зарядка позволяет окончательно проснуться, разбудить мышцы, доставить порцию кислорода «на завтрак» ко всем клеточкам тела, именно поэтому после нее такое приятное ощущение включенности в день. Утренняя зарядка для детей еще более важна, чем для взрослых. У малыша, помимо своего основного предназначения, регулярные упражнения еще выполняют педагогические функции.

Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. 

Приобщение ребенка к физкультуре важно не только с точки зрения укрепления их здоровья, но и для выработки привычки к занятиям спортом. Многим детям тяжело подниматься с теплой постели на зарядку. Но проходит время, неделя-другая, и малыш бодро вскакивает при первых звуках спортивного марша или иной музыки сопровождающей утреннюю зарядку. Вырабатывается условный динамический стереотип поведения, который вносит определенный ритм в утренний режим и не требует дополнительных волевых усилий.

Утренняя гимнастика не только «пробуждает» организм, но и даёт определенный тренирующий эффект. После зарядки можно предложить ребенку легкий бег, а затем рекомендуется принять водные процедуры. Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение. Кроме того, ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость), улучшает работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области физической культуры. 

Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей. У малышей, систематически занимающихся утренней гимнастикой, пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность. 

Необходимость тотчас после пробуждения встать с постели и приступить к выполнению упражнений требует определенного волевого усилия, вырабатывает настойчивость, дисциплинирует детей.

Таким образом, перед утренней гимнастикой стоят, совершенно особенные, задачи, а именно: «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия. 

Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка, и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Эта полезная привычка сохраняется у человека на всю жизнь. Утренняя гимнастика позволяет организованно начать день в детском саду, способствует четкому выполнению режима дня. 

Утренняя гигиеническая гимнастика, или, как ее называют, зарядка, должна выполняться непосредственно после сна.

В дошкольных учреждениях с дневным пребыванием детей утренняя гимнастика по режиму дня проводится до завтрака после уже достаточно активной, разнообразной деятельности детей. В данных условиях гимнастика преследует еще и цели организации детского коллектива, переключения внимания детей от свободных, индивидуальных игр и занятий к совместным видам деятельности. Вследствие одновременной совместной умеренной двигательной деятельности более возбужденные дети, которые успели уже побегать, попрыгать, успокаиваются, а малоактивные – активизируются. Все это создает ровное, бодрое настроение у всех детей, готовит их к последующим занятиям. 

Таким образом, воспитательное значение утренней гимнастики при проведении ее не сразу после сна, а спустя некоторое время, расширяется. Она становится неотъемлемым организующим моментом в режиме дня, приучает детей к определенной дисциплине, порядку. В тоже время сохраняется огромное оздоровительное значение утренней гимнастики. 

Ежедневное занятие физическими упражнениями благоприятно воздействует на физическое развитие и функциональное состояние организма ребенка. 

Содержание гимнастики составляют упражнения для разнообразных групп мышц (плечевого пояса, туловища, ног). Систематическое повторение их укрепляет двигательный аппарат ребенка. 

Широко включаются упражнения для профилактики нарушения осанки и предупреждения плоскостопия. Бег и прыжки еще более усиливают дыхание и кровообращение, сердечную деятельность и другие физиологические функции. Все это благоприятствует нормальной жизнедеятельности организма, повышению его работоспособности. 

Регулярное проведение физических упражнений на свежем воздухе способствует закаливанию детского организма, вырабатывает стойкость к различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Введение в комплексы упражнений корригирующего характера способствует формированию свода стопы и правильной осанки. 

Таким образом, утренняя гимнастика является многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, который способствует оздоровлению организма ребёнка.

 

свернуть

Спортивная форма

18.10.2021

В какую секцию отдать ребенка?

01.04.2021

 В какую секцию отдать ребёнка?  

Как грамотно организовать досуг малыша? С началом учебного года открыли двери организации по внешкольной работе. Заботливые родители массово записывают отпрысков в кружки и секции.

Поговорите со своими детьми, чем бы они хотели заниматься, в какую секцию хотели бы пойти – вдруг у них есть что-то на примете. Нет – предложите разные варианты, расскажите, в чём особенность каждого вида. Дайте отпрыску возможность самому выбрать секцию на своё усмотрение то, что нравится. Если опыт окажется неудачным, не злорадствуйте, а спокойно обсудите с ребёнком причины неудачи.

И ещё, отдавая ребёнка в кружок или спортивную секцию, не ожидайте, что он всегда с радостью будет бежать на занятия. Придется и уговаривать, и сумку за него собирать. Поначалу успехи наверняка окажутся скромными – всё равно радуйтесь каждому достижению.

Если у Вас растёт очень активный ребёнок, который ни минуты не может усидеть на месте, ему необходимо в спортивную секцию, где бьющую через край энергию направят в мирное русло. Разумно попробовать себя в активных видах спорта и не слишком расторопному малышу – возможно, удастся его хоть немного расшевелить. Давайте рассмотрим, чем хорош каждый из видов спорта.

Японская борьба – айкидо – развивает координацию, силу, ловкость. Подойдет для малышей старше 5 лет, которым нужно стать сильнее и увереннее в себе.

Координацию, гибкость, ловкость и силу развивает карате. Классическая японская самозащита без оружия. В её основе – удары руками и ногами по наиболее уязвимым частям тела. Кроме того, с помощью этого восточного единоборства дети учатся концентрироваться, управлять эмоциями и направлять свою энергию в нужное русло. Заниматься этим видом спорта можно с 5-6 лет.

Существуют танцы, находящиеся на стыке хореографии и боевых искусств. Самый популярный их них – капоэйра. Занятия этим боевым искусством, сочетающим акробатику и игру, можно начинать уже с 4 лет. Капоэйра помогает развить чувство ритма, пластику, нестандартное мышление.

В фигурное катание берут детей с 4-5 лет, потому что в этом возрасте дети легко поддаются растяжке, а чувство страха еще не развито, как у взрослых, что даёт возможность разучивать сложные элементы. Если рассчитывать на то, что ребёнок захочет добиться высот в этом виде спорта, а не просто остаться любителем, нужно настроиться на упорный труд, падения и синяки.

Горные лыжи и сноуборд развивают ловкость, улучшают координацию движений, тренируют мышцы спины, ног, пресса. В профессиональные секции детей берут с 4-5 лет. В дошкольном возрасте дети ничего не боятся, и юный спортсмен быстро привыкнет к высоким склонам и большим нагрузкам. Родителям, отдающим ребёнка в этот спорт, нужно понимать, что спуск с крутых гор сопряжён с риском и может быть травмоопасным. К тому же полная экипировка ребёнка обойдется Вам в кругленькую сумму – придется купить лыжи, ботинки, палки, костюм, очки, защиту. Плюс – огромное удовольствие от молниеносных спусков, море драйва и адреналина!

В гимнастику берут ребятишек с 4 лет. Как и в фигурном катании, в этом спорте главную роль играет растяжка. Весёлые прыжки на батуте, танцы с лентами, мячами, обручами, выступления... Пока детки маленькие, им с лёгкостью дается и растяжка, и шпагат.

Теннис дает ребёнку общее физическое развитие, развивает координацию движений. Если задаться целью достичь в этом спорте высот, тренироваться нужно с 5 лет, причем много и упорно (в 5 лет - три раза в неделю, в 6 лет - четыре раза и так далее). В будущем Уимблдон и многочисленные победы!

В секцию ушу можно отдать заниматься малыша с 4 лет. Это мягкая борьба с элементами дыхательной гимнастики укрепит детский организм, разовьёт мышцы и силу, научит в любых обстоятельствах сохранять спокойствие.

Чтобы заниматься плаванием, 4 лет ждать не нужно. В этот вид спорта, развивающий лёгкие и мышцы, берут с 2-3 лет. Единственный минус тренировок в столь раннем возрасте – во время первых тренировок дети часто простужаются. Виной всему – банальное переохлаждение после бассейна. Так что уделяйте особенное внимание высушиванию мокрых волос, не забывайте про шапку, чтобы не замерзали ушки.

Выбором пятилетних мальчишек может стать хоккей или футбол. Оба этих вида спорта научат ребёнка действовать в команде, сделают его сильным и выносливым.

Самые популярные – это спортивные бальные танцы. Музыка, движение, выступления в красивых костюмах. И девочки, и мальчики научатся владеть своим телом, выправится осанка, походка будет красивой. У танцоров колоссальная выносливость, завидный мышечный корсет, крепкий позвоночник, отлично развиты гибкость, координация, равновесие. Кроме того, с детства танцующие в паре мальчики и девочки умеют быть внимательными к противоположному полу, уважать другу друга. В школу танцев ребёнка лучше всего отдавать в 6-7 лет.

Выбирая, куда податься маленькому гению, имейте в виду, что существуют ограничения по здоровью. Например, при близорукости категорически запрещены такие занятия спортом, которые могут вызвать травму: футбол, хоккей, гимнастика, большой теннис, фигурное катание, плавание. При сколиозе нежелательны теннис, аэробика, гимнастика. Если ребёнок страдает хроническими заболеваниями, разумно отказаться от всех видов единоборств, хоккея. Перед тем, как решить в какую секцию отдать ребёнка, и чтобы физические нагрузки не навредили, предварительно проконсультируйтесь с врачом.

Решив выбрать какой-нибудь кружок или секцию для своего чада, учитывайте все мелочи: сколько времени будет уходить на дорогу (не лучший вариант, если ехать придётся дольше, чем заниматься), не придется ли ездить более трёх раз в неделю (чаще – уже тяжело), кто из взрослых в это время сможет сопровождать ребенка...

И главное в выборе кружка для ребёнка – его желание и стремление заниматься в нём. Если идти против воли детей, они не только ничему не научатся, но и начнут тихо (а потом и громко) ненавидеть то, чем их заставили заниматься! Не пытайтесь реализовать Ваши амбициозные планы через малыша. Так как добиться хороших успехов в спорте ребёнок сможет, если будет делать это с удовольствием.

свернуть

Использование спортивного инвентаря и оборудования в организации двигательной деятельности детей на свежем воздухе

 

Использование спортивного инвентаря и оборудования в организации двигательной деятельности детей на свежем воздухе

(консультация для родителей и воспитателей)

 

Воспитание тяги к физкультуре и спорту должно начинаться с раннего детства, а ежедневныегимнастические упражнения должны войти в привычку. Физкультура и спорт помогают справиться с умственными и моральными нагрузками, а учитывая сегодняшнюю загруженность наших детей, становится просто необходимым привлекать детей к спорту с детства.

При достаточной хорошо продуманной двигательной активности тренируются мышцы, система кровообращения, сила,выносливость. Физические упражнения на свежем воздухе не только тренируютмышечный аппарат ребенка, но и насыщаюторганы и ткани кислородом, что в свою очередь снимает напряжение, успокаивает.

В процессе оздоровительной прогулки с детьми следует применять простейшее гимнастическое оборудование, с которым дети могут заниматься как организованно, так и самостоятельно.

 

Скакалка длинная и короткая

 

Такой спортивный инвентарь доступен каждому. Конечно, скакалка больше знакома девочкам, но мальчикам этот предмет будет не менее полезен. Перед тем как купить скакалку убедитесь, что она подойдёт ребёнку, для этого попросите его встать в центр скакалки, при этом ручки скакалки должны находиться на уровне груди ребенка. Слишком маленькая скакалка, как и слишком большая, практически бесполезна. Любые прыжковые упражнения связаны с кратковременными, но сильными мышечными напряжениями. Это развивает выносливость и даже укрепляет сердечнососудистую и дыхательную систему.

 

Если хочешь быть умелым,

Ловким, быстрым,

Сильным, смелым,

Научись любить скакалки,

Вожжи, обручи и палки. 

 

Использование: прыжки через короткую скакалку раз ными способами (на двух ногах, с ноги на ногу), прыжки чрез длинную скакалку по одному, парами; используется для игр, соревнований.

 

Мяч

 

Вот что любят дети всех возрастов. Мяч ставится одной из самых любимых игрушек, когда малыш ещё только ползает или делает первые шаги. Мячи могут быть самыми разными, как спортивными, так и игровыми. Спортивные мячи предназначаются для различных коллективных игр. Для маленького ребёнка лучше подобрать простой лёгкий мяч. С мячом можно играть, бегать и заниматься самыми разнообразными спортивными упражнениями.

 

Мячи среднего диаметра

Не обижен, а надут,

 Его по полю ведут.

 А ударят - нипочем,

Не угнаться за мячом.

 

Использование: перекатывание мячей воспитателю, друг другу, под дугу, в ворота из положения стоя и сидя; передача мяча друг другу снизу, из-за головы и ловля его, передача через шнур, натянутый на уровне груди ребенка; подбрасывание мяча вверх, о землю и ловля его двумя руками, одной рукой, с хлопками, поворотами; отбивание мяча о землю правой и левой рукой на месте, с продвижением вперед шагом; ходьба по скамейке, прокатывая мяч двумя руками перед собой, перешагивая мячи, прокатывание мяча головой на четвереньках; прокатывание мяча одной ногой между предметами.

Мячи малые

Никогда не унывай,

В цель мячами попадай!

Вот здоровья в чем секрет-

Будь здоров! Физкульт - привет!

 

Использование: используются во время выполнения общеразвивающих упражнений, прокатывание друг другу, между предметами, в воротца; метание на дальность правой и левой руками, в горизонтальную цель, в вертикальную цель.

 

Кегли (набор)

По аллее ходят кони,

Вот они как на ладони.

И упитанные, и воспитанные.

Дрессировщик скажет: «Оп!» -

Кони сразу же в галоп.

 

Использование: при разметке спортивной площадки для ходьбы и бега змейкой, прыжки, прокатывание мяча одной ногой, для спортивных игр

(н-р: городок), при ограничении пространства (н-р: ворота, домик).

 

Кольцебросы

Дети вышли по порядку

На активную зарядку.

Пометать на кольцеброс

Захотелось им всерьез.

 

Использование: при метании колец на стержень. Развитие: развивает глазомер, точность, ловкость движений.

 

Лента короткая

Плавно руками, дети, помашем,

Это к нам птицы летят,

Как они сядут, мы тоже покажем,

Крылышки сложим назад.

Использование: для общеразвивающих упражнений и подвижных игр.

 

Набивные мешочки

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили,

Вот так, вот так,

Головой своей крутили.

 

Использование: ползание на четвереньках с мешочком на голове, на спине, ходьба с мешочком на голове, метание на дальность, в горизонтальную цель, в вертикальную цель, прыжки с продвижением вперед с мешочком между колен.

 

Мишени

По плечу победа  смелым,

Ждет того большой успех,

Кто, не дрогнув, если нужно,

Вступят в бой один за всех.

 

Использование: метание предметов в вертикальную цель с расстояния из разных положений (стоя, стоя на коле нях, сидя). Развитие: развивает глазомер, точность, лов кость движений.

 

Дуга малая, дуга большая

Вот дан старт,

Вперед, друзья!

Отставать никак нельзя!

 

Использование: влезание под дугу прямо, правым и левым боком вперед, ползание на четвереньках, прокатывая мяч головой под дугой, прокатывание мяча друг другу через воротца (дугу).

 

Обруч малый, обруч большой

 

Чтоб ногам работу дать,

Будем дружно приседать.

Взял Сережа обруч свой,

Держит обруч за спиной.

 

 Использование: влезание в обруч разными способа ми: прямо, правым и левым боком вперед, прыжки из обруча в обруч, прыжки через большой обруч (как через скакалку), малые обручи для общеразвивающих упражнений, для различных игр и соревнований.

 

Палка гимнастическая

Подравнялись.

Посмотрели через левое плечо,

Через правое еще.

Ровненько стоим,

За осанкою следим.     

 

Использование: используется для выполнения общеразвивающих упражнений, прыжки с продвижением вперед через несколько палок.

 

Щит баскетбольный навесной с корзиной

Внимание! Внимание!

И вот опять задание.

 «Брось в корзину мячик!»

Услышал в поле мальчик.

Использование: бросок  мяча в кольцо.

 

Флажки

Встанем смирно; без движения.

Начинаем упражнения:

Руки вверх подняли - раз,

Выше носа, выше глаз

Упражнение второе-

Положение рук иное

 

Использование:при выполнении общеразвивающих упражнений на занятиях, в подвижных играх и на соревнованиях.

 

свернуть

Оформление  физкультурно-оздоровительных  уголков  в группах  УДО

 

Оформление  физкультурно-оздоровительных  уголков  в группах  УДО

Цель:

Способствовать полноценному и всестороннему  развитию  и воспитанию двигательной активности у детей, которая оказывает огромное влияние на состояние здоровья и физическое развитие ребенка. Разнообразить  двигательную активность детей с помощью дополнительного оборудования, которое является составной частью общей предметно-игровой среды детского сада. 

Задачи:

  • создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни;
  • подбор необходимых физкультурно-игровых оборудований, учитывая основных видов движений;
  • правильное размещение физкультурно-игрового оборудования в групповых комнатах;
  • развитие физических качеств в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;
  • воспитание потребности в здоровом образе жизни;

Требования к физкультурному уголку

В практике детского сада существуют определенные требования к физкультурному уголку, его расположению. Известно, что одним из условий физического воспитания в дошкольном учреждении является создание материальной среды: рациональная планировка помещения, обеспечение мебелью и физическим оборудованием в соответствии с возрастом детей. Физкультурный уголок должен быть максимально приспособлен для удовлетворения потребности детей в движениях. К физкультурному уголку и его оборудованию предъявляются следующие требования: педагогические, эстетические, гигиенические.

Одним из необходимых требований является обеспечение безопасности детей при использовании оборудования. Каждое пособие должно быть прочным, надежным, пригодным для эксплуатации.

Прежде всего, в групповой комнате нужно правильно выбрать место для расположения физкультурного уголка. В целях безопасности его необходимо удалить от окон и дверей. Для того чтобы не мешать детям в других зонах, спортивный уголок не следует совмещать с уголком природы и зоной самостоятельной художественной деятельности детей. Наилучшим решением проблемы является размещение физкультурного уголка в нише групповой комнаты. При оформлении уголка необходимо учитывать взаимосочетание отдельных снарядов по форме, цвету, величине. При создании физкультурного уголка нужно стремиться предусмотреть и санитарно-гигиенические требования по освещенности, вентиляции и теплоизоляции в соответствии с принятыми нормативами, чтобы весь материал был безвредный, не имел неприятных запахов, имел термо-, влагоустойчивость, несгораемость.

Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными.

Разнообразие форм, цвета физкультурного оборудования должно способствовать воспитанию художественного вкуса у детей. Наиболее предпочтительны для окраски оборудования нежные пастельные тона.

Первая младшая группа

Развитие движений на данном возрастном этапе – одна из главных задач педагога. Малыш уже твердо стоит на ногах, активно познает мир, используя для этого весь, пока еще небольшой, запас движений: ползание, лазанье, перелезание, бросание, катание и др. Его движения еще не координированы, шаги при ходьбе и беге семенящие и шумные, отсутствует согласованность в работе рук и ног, при резких движениях он часто падает.  Но сколько положительных эмоций получает юный исследователь от удовлетворения данной ему природой потребности в движении.

Дети третьего года жизни очень активны, стараются действовать самостоятельно, совершая большое разнообразие движений с использованием разных пособий (ходьба по скамейке, лазанье и ползание под столом, стульями, прокатывание шарика, мяча, бросание мяча и различных предметов, ходьба по ограниченной опоре с сохранением равновесия и др.).

Самостоятельная двигательная активность детей 2-3 лет связана с обыгрыванием разных предметов и игрушек. Дети тянутся за игрушкой, наклоняются, влезают на куб, прилагают определённые усилия, чтобы достать тот или иной предмет или пособие.

Существенное значение для развития моторики детей имеет возникновение сюжетной игры. Однако, наблюдения показывают, что часто в этих играх малыши двигаются недостаточно. Их игры носят малоподвижный характер, так, все действия с куклой, мишкой, зайчиком и др. выполняются, главным образом, в процессе сидения, стояния или в ходьбе.

Малыши стараются подражать действиям взрослого, но при этом они не придерживаются точно заданной формы движения. Для них главное многократно самостоятельно повторять движения и действия, при этом ощущая огромную радость.

Значительно увеличивается двигательная активность детей 2-3 лет в процессе игр с использованием физкультурных пособий. Их действия с пособиями достаточно просты, они обычно обыгрывают их.

    Первая задача воспитателя – правильно подобрать необходимое физкультурно-игровое оборудование, учитывая необходимость развития основных движений: ходьбы и бега, развивающих равновесие и координацию, подпрыгиваний на месте и спрыгивание с высоты, катании, прокатывании и бросании мяча, ползании, подлезании под дуги, влезании в ящик, на куб, перелезании через бревно, лазанье по лесенке-стремянке и др. В связи с этим в групповой комнате должен быть следующий физкультурного оборудования и мелкого инвентаря.

Примерный набор физкультурного оборудования для первой младшей группы.                                    

  • Для ходьбы, бега и равновесия

1.Валик  мягкий укороченный. Длина 30см. 2шт.

  1. Доска гладкая и ребристая. Длина 150см, ширина 20см,высота3см. 1шт.

3.Коврики, дорожки массажные, со следочками (для профилактики плоскостопия) 180х40см. 5шт.

  1. Скамейка гимнастическая. Длина 150-200см, ширина35см,высота15см. 1шт.
  2. Шнур длинный. Длина 100-150см. 1шт.
  3. Горка детская. 1шт.
  • Для прыжков

1.Мини-мат. Длина 60см, ширина60см, высота7см. 1шт.

  1. Куб деревянный малый. Ребро 15-30см.5шт.
  2. Обруч плоский (цветной) . Диаметр 40-50см. 5шт.
  3. Палка гимнастическая длинная. Длина 150см, сечение 3см. 2шт.
  • Для катания, бросания, ловли

1.Корзина для метания мячей. 1шт.

  1. Мяч резиновый. Диаметр 10-15см.10шт.

3.Мяч-шар надувной. Диаметр 40см.2шт.

  1. Обруч малый. Диаметр 54-65см.5шт.

5.Шарик пластмассовый. Диаметр 4см.10шт.

  1. Игрушки-каталки . 2 комплекта.
  • Для ползания и лазанья

1.Лесенка-стремянка двух пролетная Высота 103см, ширина80-85см.1шт.

  1. Лабиринт (3секции) 1шт.
  2. Ящики для влезания (складирующиеся один в другой) 1 комплект
  3. Дуги (для подлезания и прокатывания мячей), высота и ширина по 50см.2шт
  • Для ОРУ

1.Мяч массажный. Диаметр 6-8см . 10шт.

  1. Мяч резиновый Дм 10-15см, 20-25см . 10шт

3.Обруч плоский. Дм 20-25см. 10шт.

  1. Палка гимнастическая короткая, длина 60-80см. 10шт.

5.Колечко с лентой. Дм 5см. 10шт.

  1. Кольцо резиновое. Дм 5-610шт.

7.Платочки. 10шт.

8.Погремушки.10шт.

  1. Гантели пластиковые. Вес 190г. 10шт.

 Для укрепления мелких групп мышц

Матрешки, бочонки, шары, грибы, башенки.

Мозаики, конструкторы, волчки, игры «Забей колышки», «Застегни пуговицы»

Для интеллектуального развития

карточки с изображением  спортивного инвентаря;

 картотека подвижных игр, упражнений;

маски для подвижных игр;

Музыкальные диски с детскими играми, ритмика…

Размещение физкультурного – игрового оборудования

Постигая азы «азбуки движения», ребенок подобно исследователю, изучает свойства разных предметов и игрушек, попадающих в зону его внимания. Физкультурный снаряд для него – база для изучения  способов его применения. Поведение малыша ситуативно и целиком определяется возникшими обстоятельствами. Так, если в зону внимания попал яркий мяч, ребенок будет играть с ним до тех пор, пока не появится новый объект.

Все пособия должны быть доступны детям, побуждать их делать самим все, что им посильно и интересно.        

 С целью увеличения двигательной активности детей любимые игрушки (зайчик, мишка, лисичка) целесообразно расставлять на крупных пособиях (гимнастической лесенке , на ребристой доске, под дугой и т. д.). 

Физкультурные пособия важно разместить таким образом, чтобы они способствовали проявлению двигательной активности детей. Так, рядом с кукольным уголком можно поставить игрушки-двигатели (машины, тележки). Крупное физкультурное оборудование требует много места, поэтому его лучше расставить вдоль одной свободной стены.

Педагогам следует помнить, что у малышей быстро падает интерес к одному и тому же пособию. Поэтому все имеющиеся пособия нежелательно держать в групповой комнате. Лучше вносить их постепенно, чередуя их. Мелкие пособия следует держать в открытых ящиках так, чтобы дети могли свободно ими пользоваться.

Вторая младшая группа

Двигательная активность детей 4-го года жизни характеризуется достаточно высоким уровнем самостоятельности действий с различными предметами и физкультурными пособиями (мячом, обручем, резиновыми кольцами и т. д.), так как они уже имеют необходимый двигательный опыт. Движения детей более разнообразны и координированы.

В самостоятельной деятельности дети начинают всё больше использовать разные упражнения в ходьбе, беге, прыжках, бросании и ловле мяча, ползании и лазанья. Детям младшего дошкольного возраста свойственна подражательная деятельность. Это объясняется тем, что накопленный ребёнком двигательный опыт позволяет ему управлять своими движениями, ориентируясь на образец.   

Проявляя самостоятельную двигательную активность дети 4-го года жизни выполняют довольно сложные движения (взбираются на горку и сбегают с неё, подползают под разные предметы и т. д.) и сочетания разных движений (прокатывание мяча по "дорожке" и бег за ним, прыжки вверх, стараясь поймать комара и др.).      

Воспитателю необходимо постоянно поддерживать интерес к движениям с использованием физкультурных пособий, внося разные варианты действий с ними (подбрасывание мяча и ловля, удар об пол, стену, прокатывание мяча и т. д.).

В самостоятельной двигательной деятельности детей младшего дошкольного возраста можно увидеть игры разной подвижности (с мячом, со скакалкой, с обручем, с сюжетными игрушками).

Примерный набор физкультурного оборудования для  второй младшей группы

  • Для ходьбы, бега, равновесия

1.Валик мягкий. Длина 150см. Дм20см.1шт.

  1. Доска ребристая. Длина 200см, ширина 20см, высота 4см.1шт.
  2. Модуль «Змейка». Длина 100см, высота 15см. 2шт.

4.Коврик, дорожка массжные, со следочками. 4шт.

5.Кольцо мягкое. Дм 120см, высота 30см, дм отверстия 60см. 1шт.

6.Куб деревянный. Ребро 20см. 5шт.

7.Обруч большой. Дм 95-100см.1шт.

  • Для прыжков

1.Куб деревянный . Ребро 20см.5шт.

2.Мяч-попрыгунчик.Дм 50см.2шт.

3.Обруч малый. Дм 50-55см.5шт.

4.Шнур короткий. Длина 75см.5шт.

  • Для катания, бросания, ловли

1.Кегли (набор) 1шт.

  1. Мешочек с грузом малый. Масса 150-200г. 8шт.

3.Мяч резиновый. Дм 100см.5шт.

4.Шар цветной (фибропластиковый). Дм 20-25см.2шт.

  1. Паралоновые и матерчатые мячи.10шт.
  • Для ползания и лазанья

1.Лабиринт игровой.1шт.

2.Полукольцо мягкое. Дм 120см, высота30см, дм5-6см.

3.Дуги (для подлезания и прокатывания мячей ).Высота и ширина по 50см. 2шт.

  • Для ОРУ

1.Колечко резиновое. Дм 5-6см.10шт.

2.Лента цветная (короткая). Длина 50см.10шт.

3.Мяч массажный. Дм.8-10см.10шт.

4.Обруч плоский. Дм 40см.10шт.

5.Палка гимнастическая, короткая. Длина 75-80см.10шт.

  1. Гантели пластиковые. Вес 150-200г.10шт.

7.Флажки.10шт.

8.Шнур.  Длина 30см.10шт.

  • Для интеллектуального развития

карточки с изображением  спортивного инвентаря;  картотека подвижных игр, упражнений;

диски музыкальные для ритмики, подвижных игр, физкультминуток… маски для подвижных игр; раскраски,  книжки, картинки…

Размещение физкультурного оборудования

Для хранения физкультурных пособий в групповых комнатах может быть использована секционная мебель с выдвижными ящиками или тележка "Физкультурный уголок". У детей второй младшей группы быстро падает интерес к одному и тому же пособию, поэтому советуем постоянно его обновлять (перестановка его с одного места на другое, внесение нового пособия и т. д.).     

Крупное оборудование требует много места, поэтому его лучше расставить вдоль стен.

Мелкое физкультурное оборудование (массажные мячи, шарики, резиновые кольца и др.) следует держать в корзинах или открытых ящиках таким образом, чтобы дети могли им свободно пользоваться.

Средняя группа

На пятом году жизни наблюдается наиболее значительный рост двигательной активности. Ребенок становится более подвижным. Однако возможности его еще невелики. Он слабо ориентируется в пространстве, недостаточно ловок, поэтому необходим тщательный контроль за интенсивностью и содержанием самостоятельной двигательной деятельности.

Детям этого возраста интересны наиболее сложные движения и двигательные задания, требующие скорости, ловкости и точности их выполнения.

 Создание благоприятной окружающей обстановки (организация свободного места для игр, рациональный подбор физкультурного оборудования, поощрение индивидуальных игр с пособиями) остается в средней группе одним из путей повышения двигательной активности детей.

Примерный набор физкультурного оборудования для средней группы    

  • Для ходьбы , бега, равновесия

1.Коврик массажный. Длина75см, ширина70см.10шт.

2.Шнур длинный. Длина 150см, дм 2см.1шт.

  • Для прыжков

1.Куб деревянный. Ребро 20см.5шт.

2.Мяч – попрыгунчик. Дм 50см.2шт.

3.Обруч плоский. Дм 40см.3шт.

4.Палка гимнастическая, короткая. Дм 75-80см.10шт.

5.Скакалка короткая. Длина 100-120см. 3шт.

  • Для катания, бросания, ловли

1.Кегли.1-2 набора.

2.Напольные и подвесные кольцебросы. 2 набора.

3.Мешочек с грузом, большой. Масса 400г. 2шт.

 4.Мешочек с грузом малый. Масса 150-200г.10шт.

5.Обруч большой. Дм 100см. 2шт.

6.Мяч резиновый . Дм 100-125см.  5шт.

7.Шар цветной (фибропластиковый). Дм 20-25см.4шт

8.Паралоновые матерчатые мячи. 10шт.

  • Для ползания и лазанья

1.Полукольцо мягкое. Дм 120см, высота 30см,дм 5-6см. 1шт.

  • Для ОРУ

1.Колечко резиновое. Дм 5-6 см. 10шт.

2.Мяч – шар (цветной, прозрачный). Дм.10-12см. 5шт.

3.Обруч малый. Дм 55-65см. 10шт.

4.Шнур короткий. Длина 50 см. 10шт.

  1. Кубики пластмассовые. 10шт.
  2. Лента короткая. Длина 50см.10шт.
  3. Флажки.10шт.
  4. Пластмассовые шарики . 10шт.
  5. Шест длинный. Длина 150см. 1шт
  6. Султанчики. 10шт.
  7. Гантели пластмассовые. Вес 200-250г. 10шт.
  8. Массажные мячи.10шт.
  • Для интеллектуального развития

- карточки с изображением  спортивного инвентаря;

-  картотека подвижных и спортивных игр, упражнений;   считалок;                                         

- маски для подвижных игр.

- книги, раскраски, альбомы (зимние , летние виды спорта; о здоровом питании, о личной гигиене).

- музыкальные диски для ритмики, подвижных игр, физкультминуток…

 Размещение физкультурного оборудования               

В этой возрастной группе необходимо иметь "Физкультурный уголок" — тележку на колесах. В нем находятся короткие гимнастические палки, геометрические формы, массажные мячи, плоские обручи, кольца. "Физкультурный уголок" располагается в углу комнаты. 

Такие пособия, как мячи разных размеров, мячи-утяжелители, наборы (серсо, кегли, кольцеброс, шнуры), следует хранить в открытом виде в ящиках, которые располагаются вдоль стены. 

Гимнастические модули и мячи важно расположить у стен, где нет батарей.

В средней группе хорошо иметь деревянную стенку (высота 150 см) для формирования правильной осанки, расположенную возле входной двери группы.

С целью развития интереса у детей к разным видам упражнений с использованием пособий следует некоторые предметы и пособия хранить в кладовой комнате, что позволяет обновлять материал в группе.       

Старшая  группа

Старший дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности. Старшие дошкольники овладевают сложными видами движений и способами выполнения, а также некоторыми элементами техники. Они способны получать удовлетворение в результате успешного достижения цели и преодоления трудностей. Детям этого возраста свойственен широкий круг специальных знаний, умение анализировать свои действия, изменять и перестраивать их в зависимости от ситуации.                                            

Для старших дошкольников необходимо создавать вариативные усложненные условия для выполнения разных видов физических упражнений с использованием пособий. Преодолевая полосу препятствий, (составленную из разных пособий, дети вынуждены применять свои двигательные умения и навыки и проявлять находчивость, решительность, смелость и самостоятельность. 

На шестом году жизни у детей появляется интерес к подвижным играм и упражнениям спортивного характера (баскетбол, бадминтон, теннис, ходьба на лыжах, езда на велосипеде). Дети уже способны решать двигательные задачи, подчиняясь определенным правилам и применять разученные ранее движения в соответствии с игровыми ситуациями.                   

Накопившийся двигательный опыт позволяет  содержательно проводить свое свободное время, организовывать игры со сверстниками, самостоятельно использовать разнообразное оборудование.

Известно, что  в 5 лет формируется интересы разнополых детей. Мальчиков больше привлекает упражнения направленные на развитие силы, быстроты, ловкости, меткости, девочек- на пластику, гибкость, выразительность движений. Поэтому перечень оборудования составляется с учетом предпочтений и мальчиков и девочек.

Примерный набор физкультурного оборудования для старшей группы   

  • Для ходьбы, бега, равновесия

1.Балансир – волок.1шт.

2.Коврик массажный со следочками. 10шт.

3.Шнур кроткий (плетенный). Длина 75см.5шт.

  1. Шест длинный гимнастический. Длина 180-200см.1шт.
  2. Мини – беговая дорожка. 1шт.
  • Для прыжков

1.Обруч малый. Дм 55-65см.5шт.

2.Скакалка короткая. Длина 120-150см.5шт.

  • Для катания, бросания, ловли

1.Кегли. 3 набора.

2.Кольцеброс. 2 набора.

3.Малое баскетбольное  кольцо – 1шт.

  1. Мяч для мини - баскетбольный. Масса 0,5кг. 2шт.

5.Мешочек малый с грузом. Масса 150-200г.10шт

6.Мешочек с грузом , большой. Масса 400г. 5шт.

7.Мяч резиновый. Дм 200см. 5шт.

8.Мяч утяжеленный (набивной). Масса 350г, 500г,1кг. 1шт.

9.Мяч массажер. 2шт.

10.Обруч большой.  Дм 100см. 2шт.

11.Серсо. 2 набора.

  1. Батментон. 2 набора.
  2. Городки. 2 набора.
  • Для ползания и лазанья

1.Комплект мягких модулей (6-8 сегментов) 1шт.

  • Для ОРУ

1.Гантели  пластмассовые.  Вес  250-300г.10шт.

2.Кальцо малое. Дм 13см. 10шт.

3.Лента короткая Длина 50-60см.10шт.

4.Мяч средний. Дм 100-120см. 10шт.

5.Палка гимнастическая, короткая. Длина 80см. 10шт.

  1. Султанчики. 10шт.

7.Косики. Длина 50см.10шт

  1. Диск – здоровья. 2шт.
  • Для интеллектуального развития

- карточки с изображением  вид спорта для девочек, и для мальчиков;

-  картотека подвижных и спортивных игр, упражнений;   считалок;                                         

-картотека  зимних и летних видов спорта;

-книги, альбомы (о здоровом питании, о личной гигиене,  о спортсменах Чувашской  республики, России; вырезки из газет; значки; талисманы,, марки, фотографии, открытки).

-настольные  спортивные игры («Хоккей», «Футбол», «Баскетбол», «Тройное домино», «Шашки и шахматы», «Спортивное лото»)…

-музыкальные диски  для ритмики, физкультминуток, спортивных игр, спортивные песни…

Размещение физкультурного оборудования 

Физкультурный уголок в старших группах значительно отличается от предыдущих

 Во-первых, он становится условием формирования интереса к занятиям физкультурой и спортом, тем зеркалом, в котором отражается жизнь группы, ее основные события. Например, после физкультурного праздника в уголок можно поместить  награды, фотографии детей, расположить рисунки детей, поделки из природного материала на тему «Физкультура и спорт». Здесь могут быть предоставлены тематические мини-коллекции значков, марок, открыток, талисманов.. Наличие небольшого столика или специальной ниши позволит расставить настольные спортивные игры (баскетбол, футбол, шашки и т.д.). Добавляется простейшие малогабаритные тренажерные устройства. Их могут заменить самодельные резиновые эспандеры для силовых упражнений, резинки для прыжков, балансиры для развития равновесия и пр.

Если условия групповой комнаты не позволяет разместить достаточное количество оборудования для двигательной активности,  то можно использовать мобильные (передвижные) «Физкультурные угольки» на колесиках, в специальных прозрачных контейнерах, которые во время образовательной деятельности могут временно перенести  другое помещение.

Обручи, скакалки, шнуры разместить на крюках одной свободной стены в группе. Физкультурное оборудование располагается в группе так, чтобы дети могли свободно подходить к нему и пользоваться им.

 

свернуть